Итого: 30 декабря

В декабре принято не только подводить итоги, но и выбирать главные слова года. В 2020-м они ожидаемо оказались так или иначе связаны с пандемией COVID-19: словарь Collins назвал главным словом «локдаун», Оксфордский словарь выбрал целых 16 слов, среди которых, конечно же, есть и «локдаун», а американский словарь английского языка Merriam-Webster остановился на слове «пандемия». В список слов года, составленный ВЦИОМ на основе опроса россиян, вошли «коронавирус» и «самоизоляция», а в финальный рейтинг Государственного института русского языка имени Пушкина попали слова «карантин», «коронавирус» и «удаленка». FCP тоже решил присоединиться к славной традиции и составил свой список из десяти слов, за которыми стоят понятия и явления, оказавшие и продолжающие оказывать влияние на мебельную отрасль.


Stay at home

ЛОКДАУН определил нашу жизнь в первой половине года, а европейцам он отзывается болью и по его завершении. Локдаун, ставший основным методом борьбы с COVID-19, парализовал целые отрасли мировой экономики. Тотально обвалились туристическая индустрия, общепит и авиасообщение. Бизнесы, которые смогли так или иначе продолжить работу в условиях карантина, ощутили очень серьезный спад, доходивший до 70%. Возникли новые тренды, которые, судя по всему, сохранятся и после пандемии, и один из главных — экономика минимального контакта (low touch economy), которая уже сейчас коренным образом меняет модель взаимодействия ритейла с потребителями. Последствия локадунов еще предстоит изучить, но уже сейчас компании повсеместно внедряют новые формы организации логистики и новые способы коммуникации с клиентами. Те, кто сумеет перестроить свои бизнесы под изменившиеся условия, выйдут из кризиса победителями.


Удаленка

УДАЛЕНКА. Карантин и принудительная самоизоляция ускорили тренд на удаленную работу. Но внезапно выяснилось, что график, о котором мечтали многие в доковидную эпоху, оказался гораздо более напряженным, чем привычный офисный труд. По статистике рабочий день россиян на удаленке удлинился в среднем на два часа. Размываются границы между буднями и выходными, между работой и досугом. И вот уже только 28% наших граждан хотели бы работать дистанционно, остальные предпочли бы вернуться в офисы. Топ-менеджеры и вовсе начали увольняться из-за возросшей нагрузки. На этот феномен пожаловались 20% компаний малого и среднего бизнеса, принявших участие в опросе «Ростелеком-Солар».

Но для мебельщиков тренд на удаленную работу, скорее, благо, поскольку он вызвал спрос на товары для организации домашнего офиса.


СИЗ

СИЗы — суперхитовая тема первой половины года. Тотальный дефицит защитных масок позволил некоторым компаниями индустрии продержаться на плаву в самые сложные для бизнеса весенние месяцы: многие мебельные предприятия включились в изготовление средств индивидуальной защиты (СИЗ), а кое-кто даже открыл новое производственное направление.


Субсидии

СУБСИДИИ. Правительства разных стран мира, как могли, оказывали поддержку своим гражданам и бизнесам. Адресаты и размеры помощи разнились от страны к стране. Российские власти никак нельзя отнести к самым щедрым, но все же и они предоставили поддержку отечественному бизнесу. Среди самых популярных мер оказались отсрочка по налогам, отсрочка выплаты страховых взносов и льготное кредитование, но больше всего мебельщикам понравились кредиты для выплаты зарплаты по ставке 0% годовых. Многим удалось направить эти деньги на развитие бизнеса, правда, история еще на закончилась: надо продержаться до апреля, когда те, кто сумел сохранить численность сотрудников на докризисном уровне, получат право не выплачивать кредит, за них расплатятся из бюджета.


Divan.RU

E-COMMERCE оказался главным бенефициаром локдауна. В первой половине года темпы роста электронной торговли составили +50% в денежном выражении — такого не было ни разу за десять лет наблюдений, говорят специалисты Data Insight. Одновременно произошло снижение среднего чека, но не потому, что люди стали экономить. Причина в том, что онлайн-покупки превращаются в повседневную практику. Доля рынка интернет-магазинов, не входящих в топ-100, снижается: с 32% в 2019-м до 28% в 2020-м, а в целом по году цифра будет еще меньше, прогнозирует Data Insight, но на фоне роста онлайн-продаж примерно в полтора раза сокращение доли все равно означает рост на десятки процентов в абсолютных цифрах. На конференции Furniture Retail Forum лидеры мебельного ритейла online first поделились лучшими практиками успешного развития онлайн-продаж в период локадунов.


Ozon.ru

МАРКЕТПЛЕЙСЫ — хит сезона. В этом году универсальные маркетплейсы заняли второе место в тройке лидеров — количество заказов выросло на 120% год к году. Лучше сработал только сегмент e-grossery, который вырос в 12 раз (по данным Data Insight). Понятно, что далеко не всю мебель можно продавать на маркетплейсах, например, очень плохо для этого приспособлены кухни, тем не менее, мебельщики все охотнее выходят на эти площадки и даже подумывают о создании специальных линеек.


IKEA

ФИЗИЧЕСКАЯ РОЗНИЦА. Совершенно новый термин, появившийся в период локдауна. Чаще всего используется в качестве противопоставления «наступающему на пятки» е-commerce. В спорах о судьбе традиционных розничных магазинов было «сломано немало копий». На фоне растущей электронной торговли, бурного развития сервисов доставки и прочих элементов нового ритейла, высказывались радикальные мнения о скорой деградации физического ритейла. Однако похороны традиционных форматов оказались преждевременными. В локадун мебельная розница пыталась выживать, в том числе, и за счет организации ДИСТАНЦИОННОЙ ТОРГОВЛИ, осваивала новые методы коммуникации с потребителями в социальных сетях. Самые смелые кратно увеличили рекламные бюджеты в Интернете, что дало им существенное преимущество.

Полного ухода мебельного ритейла в интернет-магазины и на маркетплейсы ожидать не приходится: приобретать товары для дома только в физическом магазине предпочитают 84% потребителей. Все собеседники FCP Media уверены, что возможные новые локдауны не застанут их врасплох, теперь они знают, что делать.


ЛСДП

ПЛИТА. За этим словом скрывается серьезная отраслевая проблема, связанная с кризисом цепочки поставок. С начала лета спрос на мебель резко вырос, но мебельщиков сдерживает нехватка материалов и комплектующих. Самая «горячая» тема — катастрофический дефицит древесных плит; их нет и не предвидится, цены, между тем, растут в среднем каждые две недели. Дошло уже до того, что производители плит отказываются от новых клиентов. Вероятно, дефицит не был бы таким острым, если бы в начале года не закрыли два завода ДСП «Русского ламината». Но плита не единственная проблема: не хватает металла, мебельщики жалуются, что не из чего производить пружины и механизмы. Более или менее справляются только европейские поставщики фурнитуры, хотя и у них возникает нехватка по отдельным позициям, а вот с поставками из Китая все не очень хорошо.


Онлайн-конференции

ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИИ. Локдауны, карантины, самоизоляция, обвал выставочной индустрии — звенья одной цепи. Осенне-зимний выставочный сезон сорван, под вопросом весенние UMIDS, MOSBUILD и INTERZUM. Восполнить дефицит общения помогли онлайн-конференции, вебинары, «живые» трансляции с открытий мебельных салонов.

FCP тоже время даром не теряло: с начала года наше агентство провело пять крупных онлайн-форумов, самым масштабным из которых оказалась конференция Furniture Retail Forum, организованная в рамках деловой программы выставки «Мебель», транслировавшаяся из «Экспоцентра» на Красной Пресне.


ДОМ. Пожалуй, главное слово не только для мебельной отрасли, но и для всего мира. Парадоксальным образом компании, работающие с товарами категории «дом», оказались в существенном выигрыше. У потребителей во всем мире проснулся живой интерес к обустройству собственного жилища: оказавшись запертыми в четырех стенах, люди внимательно пригляделись к своему обиталищу и занялись ремонтом и обновлением интерьера. Резко вырос спрос на мебель и товары для дома. Эксперты прогнозируют, что этот тренд с нами надолго. Маловероятно, что с окончанием пандемии люди быстро вернутся к прежнему образу жизни и вновь станут активно тратить деньги на путешествия. К тому же в будущем туристические поездки, скорее всего, будут сопряжены с определенными сложностями. Одной открытой визы в загранпаспорте будет мало, нужно будет получить медицинскую справку, возможно, паспорт здоровья, по прибытии отсидеть в карантине и тому подобное. Люди будут все больше разворачиваться в сторону Slow Life (культуры замедления), вместо бешеной гонки за личным успехом и бездумного потребления будут выбирать комфортный для себя ритм жизни. Так что производители мебели и товаров для дома могут быть относительно спокойны за свое будущее, но потребительские предпочтения изменятся, причем произойдет это в ближайшие десять лет, и это необходимо учитывать уже сегодня.