Пандемия подняла на волну коммерческого успеха производителей и продавцов средств индивидуальной защиты. FCProject постарались выяснить, можно ли к таковым отнести компании мебельной индустрии.
О пандемии COVID-19 стало известно в самом начале года, однако в зону турбулентности Россия вошла позже остального мира: только в первой половине марта фаза отрицания сменилась фазой принятия, и мгновенно вспыхнул ажиотажный спрос на маски, подогреваемый сразу с двух сторон.
С одной стороны, люди в панике кинулись запасаться средствами защиты, с другой — в разгорающийся огонь щедро плеснули масла власти, угрожавшие мирным гражданам карами небесными за появление на улицах без масок, а аптекам — лишением лицензий за завышение цен на вожделенный товар.
Естественно, аптеки тут же перестали брать маски на реализацию (себе дороже), дефицит СИЗ достиг невиданных масштабов, на пике неудовлетворенного спроса цена на маски на интернет-площадках достигала 100 рублей за штуку. Тут же буквально из воздуха материализовались предприимчивые авантюристы с чемоданчиками наличных в надежде мгновенно обогатиться на перепродаже дефицитного товара, как в благословенную эпоху первоначального накопления капитала в постсоветской России (о, эти вагоны повидла и легендарная красная ртуть!).
Однако успешный опыт 90-х повторить не удалось: времена нынче уже не те, рынок успел цивилизоваться, так что спекулятивная пена быстро схлынула, в производство СИЗ включились системные игроки из непрофильных отраслей, начались поставки больших партий масок из Китая, и с дефицитом удалось как-то справиться.
«В середине марта нам начали поступать заказы на крупные партии масок в Россию, — подтверждает директор китайского подразделения ВЭД — компании SCS Group, — Алёна Двойникова. — Сначала заказчиками выступали коммерческие организации, руководство которых предвидело развитие ситуации и спешило запастись средствами индивидуальной защиты для своих сотрудников. В середине марта спрос на маски приобрёл характер ажиотажного — их стали приобретать с целью дальнейшей перепродажи в сетях и интернет-магазинах. Однако в какой-то момент поставки начали серьёзно тормозиться из-за нескольких громких историй, случившихся в начале апреля. Ради быстрой выгоды, в условиях паники, многие недобросовестные посредники завезли на российский рынок некачественный товар: маски без сертификатов, фактически кустарного производства. Власти Китая отреагировали незамедлительно — усилили контроль над экспортом СИЗ. Со стороны российских властей тоже ужесточились ввозные процедуры.
Мы в SCS Group выполняли заказы для своих клиентов, строго отбирали производителей, инспектировали фабрики, проверяли сертификаты и проводили контроль качества продукта. Мы так работаем с любыми товарными категориями, что СИЗ, что комплектующие для мебели — разницы нет. Так что поставки СИЗ для SCS скорее стали мерой поддержки наших клиентов в трудную пору, нежели средством заработка.
Отдельный интерес для российского бизнеса представляет оборудование для изготовления СИЗ. Запросы на автоматические линии производства одноразовых масок мы получали еще в феврале. Стоит отметить, что у многих заказчиков нет полного понимания структуры этого бизнеса, условий для организации производства, технологии производства, требований к помещению, стоимости сырья и многих других аспектов. Кроме того, заводы в Китае перегружены заказами, поэтому срок поставки такого оборудования может быть дольше обычного. Это заставляет колебаться многих предпринимателей, нацеленных на быструю прибыль».
Нельзя сказать, что после китайских вливаний и разворачиванию российских производств на рынке СИЗ воцарились полное спокойствие и благодать: время от времени вокруг этой темы продолжают вспыхивать медийные скандалы различной степени громкости. 12 мая русская служба BBC опубликовала расследование, в котором утверждалось, что московский метрополитен продает маски с торговой наценкой в 1800%:. Закупались маски по оптовой цене 1,64 рубля, а продаются уже по 30 рублей. Пресс-служба московского Дептранса выступила с опровержением, написав в своем телеграмм-канале, что маски эти предоставляет город, который, в свою очередь, закупает их в Китае по цене 21-23 рубля. Через пару дней «Ведомости» выяснили, что город сам стал крупнейшим в России производителем масок: в марте московская мэрия через подконтрольные компании купила ООО «КИТ» — на тот момент эта компания производила треть всех медицинских масок в России.
«У крупных специализированных предприятий оптовая цена на маски колеблется в диапазоне от 1 до 3 рублей, — рассказывает FCProject бывший совладелец ООО «Кит» Павел Спичаков. — Летом могут продавать в убыток, чтобы не останавливать производство, зимой цена поднимается до 4-5 рублей. В среднем при цене в 2 рубля за штуку — выходит хорошая прибыль. Но это в «мирное время». Сейчас же цену определяет высокий спрос. Кроме того, материалы и комплектующие для производства масок подорожали в 3-10 раз. А мельтблаун, из которого делают средний фильтрующий слой, в России и вовсе не производят, так что тут добавляются еще и валютные риски.
Кто-то закупает в Китае оборудование и закладывает его в стоимость маски — надо успеть отбить вложения, пока рынок на подъеме. У профильных предприятий, которые наращивают производство и инвестируют в развитие, себестоимость сейчас составляет 5-7 рублей за маску, но у мебельщиков она, естественно, будет выше — у них нет ни специального оборудования, ни нужных объемов. К тому же мебельные компании могут производить только гигиенические повязки, но никак не медицинские маски: на последние требуются сертификаты, а их получение — процесс долгий и сложный. Кстати, именно по этой причине даже китайские медицинские маски продают под видом гигиенических повязок — на оформление сертификатов обычно уходит не менее года, — поясняет Павел Спичаков, — а такого запаса времени сейчас ни у кого нет.
Cui prodest?
Тем не менее, пока рынок СИЗ на подъёме, производство масок для мебельщиков — способ хоть как-то продержаться на плаву, несмотря на относительно высокую себестоимость. Но насколько выгоден им этот бизнес?
«Однозначно невыгоден! — считает коммерческий директор компании „Второго мебельного комбината“ Андрей Сорокин. — Слишком большие требуются вложения, слишком много нервотрепки с получением разрешительных удостоверений на выпуск, плюс каждое новое изделие перед запуском в производство требуется отправлять на согласование».
Сегодня «Второй мебельный комбинат» производит «защитные повязки трехслойные из полиэфирных волокон» по ТУ, двух видов: разница в используемом материале и наличии/отсутствии фиксатора на переносицу. Маски изготавливают на оборудовании для производства пружинных блоков, дополнительно пришлось докупить линию для термоскрепления слоев и резинок.
«Сейчас мы делаем около 70 тысяч масок в день, — отмечает Андрей Сорокин. — В дальнейшем планируем поднять производительность до 100–150 тысяч. Отпускная цена — 15 и 20 рублей. Этот бизнес не приносит компании прибыли, вырученных денег хватает на выплату зарплат, разумеется, далеко не таких, как до кризиса. Но по крайней мере, нам не пришлось увольнять сотрудников».
Производственные мощности «Второго мебельного» сейчас загружены на треть. Половина объема выпускаемой продукции приходится на СИЗ. Поставлять маски в медицинские учреждения компания не может (нет нужного сертификата), клиенты «2 МК» — это небольшие коммерческие организации, с которыми компания работает напрямую: частные пекарни, мелкие аптечные сети, коммерческие клиники и т.п., — они приобретают 2-3 тысячи масок за одну закупку. С посредниками компания не работает, хотя их, по словам Андрея Сорокина, на рынке очень много, и все хотят закупать большие объемы — от одного до пяти миллионов — по минимальным ценам: предположительно, это те, кто выиграл аукционы и теперь пытается уложиться в цену контракта. Сколько еще продержится высокий спрос на СИЗ, в «2 МК» спрогнозировать не могут, но, с учетом денег, которые «крутятся» в этом сегменте, полагают, что еще месяца два точно.
«Ждём когда начнут открываться магазины, чтобы вернуться к производству матрасов, — признаётся Андрей Сорокин. — Возможно, в дальнейшем „2 МК“ расширит ассортимент за счет медицинских матрасов, во всяком случае, переговоры такие мы проводим».
Один из лидеров марасного рынка «Орматек» — тоже включился в направление СИЗ. Более того, компания намерена и дальше осваивать этот рынок. В «Орматеке» тщательно изучают специфику сегмента. Приобрели в Китае специальное оборудование и собираются закупать еще, уже получили все необходимые декларации и сертификаты. Однако, по словам генерального директора компании Евгения Аксенова, раскрывать все карты еще рано. Сейчас «Орматек» производит маски и защитные костюмы — объемы в компании не назвали, отметили лишь, что часть продукции отдают на безвозмездной основе некоторым медицинским и административным учреждениям. В апреле были неплохие заказы на поставку немедицинских матрасов в строящиеся больницы, теперь объемы заказов сократились.
С первых дней карантина активным игроком на рынке СИЗ обозначила себя и «Аскона». Однако, по словам президента Askona Life Group Романа Ершова, для компании это всего лишь способ получить небольшой дополнительный денежный поток, загрузить производственные мощности и сплотить коллектив.
«Аскона» изготавливает простые маски с защитой 1 класса — это самые распространенные одноразовые СИЗ, которые служат 2 часа (кстати, всю техническую документацию «Аскона» выложила в открытый доступ — по разработанным компанией схемам похожее производство может запустить любой желающий).
Специального оборудования для производства СИЗ компания не закупала — используются станки, на которых раньше изготавливались пружины для матрасов. Под маски загружено 10% мощностей «Асконы», работают три цеха в три смены в режиме 24/7. Непосредственно в цехах задействовано около 400 человек, что составляет около 25% всех сотрудников.
Доля масок в текущих заказах «Асконы» в апреле и мае составляет около 25%, в деньгах это примерно 10–15% от «мирной» выручки. Основной заказчик — система здравоохранения, на ее долю приходится 70% производимых объемов СИЗ. Остальные 30% — частные заказы от благотворительных фондов, волонтерских и некоммерческих организаций, которые приобретают маски и защитные костюмы и передают их в медицинские учреждения. С коммерческими организациями «Аскона» не работает: спрос с их стороны есть, но в компании приняли решение в первую очередь обеспечивать СИЗ учреждения здравоохранения.
В «Асконе» уверены, что устойчивый спрос на СИЗ продержится до конца года: во-первых, меры предосторожности, например, посещение торговых центров в масках будут соблюдаться и после окончания пандемии, во-вторых, система здравоохранения будет создавать стратегические запасы. Компания не планирует производить СИЗ на постоянной основе — когда спрос упадет, это направление деятельности будут постепенно сворачивать.
О краткосрочности глобального спроса на маски говорят и в SCS group. Компания уже переключилась на новые товарные позиции, которые потребуются российским ритейлерам после снятия режима ограничений.
«Сейчас наблюдается стабильный интерес иностранных компаний к тепловизионным системам из КНР, — сообщает Алёна Двойникова. — Это современное решение для эпидемиологического контроля в местах большого скопления людей уже продемонстрировало свою эффективность в борьбе с распространением вируса в Китае и других азиатских странах. Тепловизоры устанавливаются на производственных предприятиях, вокзалах, в аэропортах, торговых центрах, медицинских и образовательных учреждениях. Российский бизнес пока только присматривается к данной продукции.
Прорабатываются активно новые позиции, которые, ожидаемо, будут востребованы в связи с эпидемиологической ситуацией: стерилизаторы УФ для помещений, УФ боксы для телефонов, вещей, игрушек и т. д., портативные средства для бесконтактного нажатия кнопок в лифте, открывания дверных ручек. По УФ стерилизаторам уже подписываем договор с российским клиентом (интернет-магазин), по его ожиданиям спрос на данную категорию сейчас будет расти». Производством средств индивидуальной защиты в том или ином виде занимаются многие мебельные компании. Среди них «Армос», «Король диванов», «Тайпит», некоторые из производств группы «Аметист», MOOН и другие. Но судя по нашим опросам, для отрасли производство СИЗ — не более чем вынужденная временная мера, позволяющая хоть как-то пережить трудное время, когда других возможностей нет, а государство самоизолировалось от бизнеса.