Low Touch Economy

COVID-19 меняет мир. Об этом уже, кажется, все сказали, но пока мало кто решился досконально проанализировать модели грядущей необратимости трансформаций, да и работа эта не быстрая. Доверять исследованиям, которые сделаны за две недели, никто не будет, а данных для серьезного погружения пока очень мало. Остаётся анализировать ситуацию буквально «с колёс». Американское агентство Board of Innovation занимается этим в режиме реального времени.

На сайте Board of Innovation формируется ментальная карта межотраслевых волновых эффектов, вызываемых «короной», регулярно пополняется Google Sheets компаний, которые не боятся рисковать и меняют профиль деятельности прямо сейчас. Недавно Board of Innovation выпустило промежуточный covid19-отчёт, где обозначены самые очевидные примеры ожидаемых изменений потребительского поведения, перечислены наиболее подверженные этим изменениям отрасли. В отчете также сделана попытка ответить на вопрос «что делать дальше». Мы предлагаем обратить внимание на важные выдержки из этого отчёта.

Почему наш мир решительно изменится?

Правила и методы будут меняться, как на качелях: ограничения в отношении собраний граждан, ограничения передвижения, защита уязвимых групп населения и т.п. Изменится и образ жизни людей: они станут работать удаленно, изменится баланс между работой и личной жизнью, возрастет спрос на электронную торговлю и логистику и т.д. Следует ожидать множества серьезных побочных эффектов, таких, как массовая безработица и масштабные банкротства, реализация пакетов антикризисных мер, закрытие границ и появление новых законов, принимаемых под воздействием ксенофобии и популизма.

Вместо шеринговой экономики — экономика минимального контакта

По мнению аналитиков Board of Innovation, мир сейчас находится в процессе перехода к low touch economy — экономике минимального контакта. Ключевые ее характеристики — замедление спроса, формирование новых страхов и опасений, потребительский эскапизм.

Человечеству потребуется больше двух лет, чтобы обуздать COVID-19. Это слишком долгий срок, чтобы всерьез надеяться на возвращение прежних потребительских установок. Через два года мы будем жить в новом мире. А пока следует подготовиться. В течение ближайших 18-24-х месяцев бизнесу предстоят резкие изменения, сравнимые с аттракционом «американские горки».

Кризис мирового здравоохранения уже вызвал серию разрушительных толчков, которые напрямую повлияли на способы взаимодействия между потребителями и поставщиками товаров и услуг. Можно сказать с полной уверенностью: таких волн будет несколько.

Пока не появится вакцина или не выработается коллективный иммунитет, взлеты и падения бизнесу гарантированы.

Выживут не все

Резкое и беспрецедентное падение спроса повлияет на всю цепочку поставок. Посещения ресторанов и кафе, например, упадут практически до нуля, соответственно, некоторые из компаний, предоставляющих эти услуги, могут обанкротиться, что приведет к еще большей безработице, а это, в свою очередь, приведет к еще большему падению спроса на рынке. Этот порочный круг рецессии можно разорвать с помощью массивного налогового стимулирования и денежно-кредитной экспансии.

Адаптируйся быстро

Мир находится в самоизоляции всего несколько недель, но люди проявляют чудеса адаптивности. Бизнесу явно стоит поучиться у общества.

Board of Innovation советует переключаться с оборонительной стратегии на наступательную. Критичным является смягчение рисков во всех областях: безопасность и здоровье, операционные риски, прибыли и убытки. Но сейчас время готовиться к следующей фазе. Победят быстрые и решительные игроки.

Нынешний период большинством характеризуется как время потерь. В отдельных отраслях спрос упал фактически до нуля. Компании, которые попадают в эту опасную зону, должны проявлять чудеса креативности. Редизайн бизнес-модели — это то, о чём необходимо задуматься уже сейчас.

Пространство для маневра имеется у компаний, которые сохраняют свой ключевой продукт и клиентскую базу. Тем не менее, даже им необходимо переосмыслить будущие каналы продвижения и дистрибуции, а также модель взаимодействия с покупателями. С последними как раз не всё так просто. Преподаватель йоги легко может переключится с очных занятий на встречи со своими клиентами в Zoom, а вот новую цепочку поставок b2b, рассчитанную на обслуживание клиентов в онлайне, за одну неделю не сформируешь.

Многим компаниям придется начинать «с нуля». Хорошо, если им удастся сохранить хотя бы некоторые из своих активов, например, команду или ключевую лицензию. Но большинству придётся задуматься о формировании новых ценностей и услуг.

Новые потребности

Уже сейчас немалое количество компаний реагирует на возникающие потребности. В рамках существующей бизнес-модели они формулируют дополнительную клиентскую проблему, которую берутся решить. Сотрудники Board of Innovation завели google-таблицу, в которую записывают конкретные примеры. Таблица регулярно пополняется и открыта к комментированию — любой опыт должен быть критически переосмыслен.

Вот несколько примеров:

Букинговая платформа Up Hotel Agency в условиях беспрецедентного падения индустрии гостеприимства запустила новую услугу. Если не получается насладиться пребыванием в хорошем отеле сейчас, то ничто не мешает клиентам получить классный гостиничный сервис дома. Услуга включает в себя уборку, дистанционный концерт, консьержа, доставку еды из местных ресторанов и гастромаркетов.

Служба бронирования ресторанов переключается на резервирование интервального времени для посещения магазинов, супермаркетов и салонов красоты. Ведь никому не известно, как долго продлится режим социального дистанцирования.

SXS Events — компания, специализирующаяся на организации больших мероприятий. Сейчас, когда собираться больше трёх не разрешено, ивент-агентство вплотную задействовало свой ресурс производства видеороликов. Теперь агентство зарабатывает на изготовлении видеокурсов. Заказчики — те же инструкторы по йоге.

Несколько ночных клубов в Германии при поддержке властей и содействии полиции вызвались организовывать балконные вечеринки.

А вот хороший пример — мебельный. Сразу несколько американских и канадских мебельных ритейлеров дали новую жизнь сервису Click & Collect: заказал на сайте — приехал забрать покупку из пункта выдачи. Людям, работающим в самоизоляции, в больших количествах понадобились столы и стулья. Некоторые из ритейлеров пошли дальше и сформировали готовые мебельные сеты, при помощи которых можно организовать рабочее место на дому.

Экономике минимального контакта потребуются новые логистические решения, новые средства связи и способы коммуникации. Те компании, которые смогут развить и модернизировать эти сегменты, взлетят до невиданных высот.

Конечно, крупные корпорации с хорошими финансовыми резервами имеют чуть больше времени для того, чтобы подумать об изменениях, но им также придется переосмыслить свою роль в мире . Из-за дифференцированных видов бизнеса им редко приходится полностью обнуляться, но и им придётся сократить целые направления и сосредоточиться на создании новых видов и типов обслуживания потребителей.

Так что же делать компаниям?

Для того, чтобы удержаться на плаву, необходимо импровизировать. А для этого нужно переосмыслить и изменить ценности, которыми обмениваются компании и потребители. Совет актуален как для крупных компаний, так и для микробизнеса.

Если вы не знаете, с чего начать, агентство Board of Innovation разработало план из четырех шагов для выработки действенной стратегии.

Шаг 1 — оценка воздействия

Не стоит слепо доверять прогнозам, в которых сейчас никто не уверен. Начните с того, что внимательно изучите, каким образом новые потребительские (бесконтактные) тренды уже коснулись вашего бизнеса. Затем поэтапно разберите, какое влияние новые правила поведения оказали на вашу цепочку поставок, вашу отрасль, ваших потребителей и, наконец, общество в целом.

Шаг 2 — разработка стратегии

Говорят, история повторяется. Вспомните все ваши кризисы и используйте эти уроки для написания потенциальных сценариев развития ситуации. Спросите себя — «что мне нужно сделать, чтобы расти в каждом из этих сценариев?». Приведенная ниже таблица может помочь в разработке будущих сценариев и послужить отправной точкой для определения стратегии.

Шаг 3 — идем в наступление

Мы понимаем, что велик соблазн ничего не менять, поддерживая на плаву нынешнюю бизнес-модель, поскольку именно она когда-то обеспечивала вам рост. Однако мы настоятельно рекомендуем вам начать планирование следующего этапа уже сейчас. Ближайшие несколько лет будут характеризоваться повторными экономическими потрясениями, которые необходимо будет постоянно учитывать.

Шаг 4 — сделай это

Воспользуйтесь новым мировым порядком, чтобы поставить под сомнение все предыдущие правила ведения бизнеса. Сейчас формируются новые нормы. Становитесь более гибкими, проводите еженедельные спринты с командой, работающей на удалёнке, запускайте новые предложения, тестируйте свежие бизнес-модели, нанимайте лидера роста с навыками, необходимыми для выполнения вашего стратегического плана.