O'Prime

Публикуя материал о компании «Мебель Братьев Баженовых», мы никак не ожидали, что нейтральный кейс о франшизном проекте кировской мебельной фабрики вызовет столь бурный отклик. Сначала отреагировали в группе FCP Media, обвинив компанию плагиате продукции O’Prime и «8 марта», а вскоре нам позвонили из мебельной компании «Априори» (бренды O’Prime и Frendom) и подтвердили: да, это правда, «Мебель Братьев Баженовых» копирует у них не только ассортимент, но пытается перенять и бизнес-модель, и визуальную подачу. Причем «Братья» оказались не единственными нарушителями конвенции: «стратегию следования за лидером» (назовем это так) используют и другие, и далеко не одна компания «Априори» страдает от плагиаторов.

Фабрика «Братья Баженовы», диван «Мюнхен»
Фабрика «Братья Баженовы», диван «Мюнхен»

Мы решили на частном примере бренда O’Prime разобраться в общеотраслевой проблеме и попытаться понять, есть ли у нас в стране работающие механизмы противодействия подобной недобросовестной конкуренции.

— Вопрос копирования модельного ряда бренда остро встал в середине прошлого года, хотя топовые модели, такие как Caro, Hilton или Klaus, подделываются уже давно, как и другие лидеры продаж, — комментирует юрист компании «Априори» Ольга Киселева. — Но именно пандемия породила взрывной рост онлайн-продаж, и тут многие пошли вразнос: стали вовсю копировать на своих сайтах контент O’Prime, меняя только название модели.

В компании ведут официальный реестр случаев копирования, направляют письма нарушителям, иногда контент удаляют, но с сайтами главная проблема в том, что зачастую они не связаны с производителями мебели, то есть, с теми, кто, собственно, и изготавливает подделки.

Фабрика «Новый диван РФ», модель «Милан»
Фабрика «Новый диван РФ», модель «Милан»

— Эти сайты скрывают много необходимой информации как от потребителя, так и от юридических лиц, которые хотят защитить свой продукт от копирования, — продолжает директор по маркетингу O’Prime Оксана Соломко. — Часто нет информации о том, кто производитель и где находится производство. При выявлении случаев подделки мы обращаемся к этим сайтам, чтобы как-то определить конкретное лицо, нарушающее наши права.

В физической рознице плагиаторы обычно открывают свои площадки по соседству, если не стена к стене, то через одну-две торговые точки. Соседствуя с нами, они видят, по каким моделям покупатели консультируются чаще всего, и включают их в свой ассортимент. Они могут менять какие-то детали, но все равно диваны выглядят похожими до степени смешения. Я своими глазами видела копии наших моделей в торговых центрах Новосибирска и Санкт-Петербурга. Питерская компания «Эльсинор» скопировала наш «Эгоист» один в один вплоть до размеров, расстояний до загибов тканей и лекал антислайда на подушках. У фабрики Comfortanova есть модель «Атлантик» — это копия нашего дивана Paul, причем они копируют модели не только торговой марки O’Prime, но и Frendom: наша новинка Vito появилась в их ассортименте спустя два месяца после того, как мы вывели ее на рынок.

Мебельная фабрика «Эльсинор». Аналог модели Egoist (O’Prime)
Мебельная фабрика «Эльсинор». Аналог модели Egoist (O’Prime)

— Comfortanova — новая фабрика основателя «Доброго стиля» Сергея Батырева, — подключается к разговору коммерческий директор «Априори» Сергей Игудин. — Господин Батырев в свое время много интеллектуального труда вложил в развитие своих проектов и должен, казалось бы, понимать бессмысленность прямого копирования. В личном разговоре он выразил сожаление относительно этой истории, но тут же отметил, что он на Comfortanova никаких решений не принимает, так как не является ее владельцем.

Нередки случаи, когда копирование модельного ряда инициируют и дилеры самой «Априори». Компания, развивающая франшизу, приоритет отдаёт партнёрам, которые делают ставку на продвижение фирменной розницы O’Prime, но также работает и с мультидилерами по определенному модельному ряду. В этом случае, в O’Prime следят за тем, чтобы модельный ряд дилера и франчайзи не пересекался. Но если дилер видит, что у франчайзи хорошо продаётся та или иная модель, то обращается с предложением вывода копии к конкурентам O’Prime. В «Априори» признают, что самый действенный способ прекратить эти истории — жестко развести франчайзи и дилеров. Но процесс этот не так прост, как представляется. Поэтому случаи копирования множатся.

Не раз была замечена в плагиате новосибирская фабрика Avion, ей особенно полюбились модели Klaus и Caro. «Априори» подала заявление о незаконном копировании в прокуратуру, материалы дела сейчас находятся на рассмотрении. Впрочем, от прокуратуры толку немного, — говорит Ольга Киселева. — Компания часто обращается в прокуратуру, но там не знают, что делать в подобных случаях, и особо этим заниматься им неохота.

Фабрика «Авион», диван «Ницца» (аналог «Клаус»)
Фабрика «Авион», диван «Ницца» (аналог «Клаус»)

— Поддержки от правоохранительных органов мы не увидели, — сетует коммерческий директор «Априори» Сергей Игудин. — Что касается самих компаний, к которым мы обращаемся, обнаружив у них копии наших моделей, то, как правило, наши письма они игнорируют, но при этом информацию с сайтов удаляют. Иногда отвечают, что изменили модель.

В мебельном сообществе бытует мнение: если в модели есть 20% отличий, она уже не считается копией. Но эксперты об этих пресловутых двадцати процентах вообще не говорят, они оперируют понятием «степень смешения общего восприятия», — поясняет Ольга Киселева. — Если изменили форму подлокотника или проложили другую строчку, общее впечатление сохраняется, и модель не будет восприниматься как новая.

Чтобы защититься от плагиаторов, в «Априори» пошли по пути патентования моделей. Сейчас получены патенты на 70% модельного ряда, документы на остальные 30% находятся на рассмотрении в патентном ведомстве. Но проблема с лицензированием в том, что эта процедура длится не менее 11 месяцев, и весь период времени, пока заявка находится на рассмотрении у экспертов, компания бессильна против охотников воспользоваться чужой интеллектуальной собственностью, — констатирует Ольга Киселева.

— Если мы получаем положительное заключение, право охраны начинает действовать с момента подачи заявки, но пока решения нет, никто не обращает внимания на то, что документы находятся на рассмотрении в ведомстве. И еще одно: было много таких ситуаций, когда ведомство сравнивало наши патентные заявки с теми моделями, что есть в интернете, и если дата размещения в сети оказывалась позднее даты подачи заявки, решение было положительным. Но если кто-то из коллег размещал модель в сети раньше, чем мы успевали подать заявку, у ведомства возникало масса вопросов, и процесс регистрации затягивался. Чтобы избежать подобных ситуаций, мы пошли по пути депонирования.

Фабрика Format, модель «Космо» (аналог Flow)
Фабрика Format, модель «Космо» (аналог Flow)

Копировать пытаются не только ассортимент, но бизнес-модели и упаковку, как показала история с «Мебелью Братьев Баженовых». Как правило, сначала обращаются под видом потенциальных покупателей франшизы, подробно выспрашивают про условия и исчезают. Такие обращения были от «Братьев» и от компании «Редлих Мебель» из Новосибирска, — рассказывает Оксана Соломко. — С «МББ» вышел прямо-таки анекдот: с сайта O’Prime полностью скопировали условия франшизы, включая текст и верстку, и забыли изменить имя директора, так что какое-то время генеральным директором «Мебели Братьев Баженовых» числился глава «Априори» Геннадий Залескин.

— Мы сопровождаем нашего партнера с самого старта, на всех этапах подсказываем, что делать. Нужна рекламная компания — поможем, нужна юридическая помощь — предоставим. Подбираем выставочные образцы, обивочный материал, предоставляем рекламную продукцию, элементы фирменного стиля, обучающие платформы, проводим обучение персонала. У каждого клиента есть персональный менеджер, который всегда может его проконсультировать.

Когда я работаю с франчайзи, никогда не говорю, что будет легко. Бизнес — это большой труд. А кто-то говорит, что все будет легко и просто. Некоторые люди берут кредиты на покупку франшизы, и вот за эти кредитные деньги получают мебель и красивую картинку — все, иди торгуй с нулевым сопровождением, с минимальным запасом знаний. Одни придумывают и разрабатывают бизнес-модель, а другие бездумно ее копируют и ставят своих партнеров в трудное положение.

«Априори» терпит из-за плагиаторов, главным образом, имиджевые потери. Материальный ущерб компания не подсчитывала, хотя собирается заняться этим. Но ее партнеры ощутимо теряют в продажах: покупатели оценивают, в основном, внешний вид дивана и не видят разницы между оригиналом и подделкой (по крайней мере, на стадии покупки), и, вероятнее всего, выберут тот товар, который предлагают дешевле.

Однако в О’Prime терпеть больше не намерены. Сейчас компания готовит исковое заявление к одному из плагиаторов. Его уже проинформировали и ожидают ответных действий. Если их не воспоследует, будут подавать в суд.

— Мы понимаем, что бороться с плагиатом моделей и контента — все равно, что бороться с кариесом. Но не реагировать нельзя. Начнем с того, что хотя бы будем называть имена «голубых воришек» публично, — резюмирует Сергей Игудин. —  С одной стороны нам, конечно, льстит, что в большинстве случаев производители мягкой мебели предпочитают следовать за нами, нежели обгонять, это дает нам преимущество ассортиментной форы. Но, с другой стороны, замалчивать проблему тоже неверно.