2023-й может стать последним успешным годом в истории российской льготной ипотеки. Все и правда было отлично, граждане брали ипотечные кредиты, заезжали в новые (и не очень) квартиры, делали ремонты и наконец доходили до самого приятного — покупки мебели.
За 11 месяцев прошлого года банки выдали 1,8 млн ипотек на сумму 7,1 трлн рублей, а это на 70% больше, чем в 2022-м. Ажиотаж немного спал в ноябре, но в декабре заемщики вновь активизировались, что и понятно: по российской традиции, она же скрепа, соотечественники всегда ждут от властей в новом году новых неприятных сюрпризов (народная примета надежна, как швейцарские часы).
Сегодня будущее льготной ипотеки (а ее доля достигла 56%) представляется тревожным. Эксперты выдают неутешительные прогнозы. В конце декабря прошлого года правительство ужесточило условия выдачи льготных кредитов — снизило максимальный размер кредита до 6 млн рублей и увеличило первоначальный взнос до 30%. Последствия не заставили себя ждать.
В январе крупные банки начали выдавать льготные ипотечные кредиты только при покупке жилья у застройщиков-партнеров. Для последних это означает, что теперь они должны по факту субсидировать ставку по льготной ссуде и выплачивать банкам комиссию. Застройщики в восторг не пришли: одни приостановили сотрудничество с кредитными организациями, другие предупредили, что цены на новостройки вырастут, поскольку дополнительные расходы лягут на покупателя, который богатеет только в фантазиях Росстата.
Претендентам на получение льготных ипотечных кредитов тоже пришлось несладко: в январе доля отказов по онлайн-заявкам выросла до 37% против 17% в декабре прошлого года, а 23% заявок и вовсе остались без ответа (информация от цифровой платформы «Сделка.РФ», агрегирует данные 28 банков и 120 застройщиков в 50 регионах России). Средняя сумма одобрения — 3 млн рублей. Что можно купить на эти деньги? Например, апартаменты в 9-14 кв. м в Москве и Санкт-Петербурге, однушку в Краснодаре или двухкомнатную квартиру в Саратове
ЦБ РФ и Минфин пока наблюдают за ситуацией, но не вмешиваются. Если все так пойдет и дальше, новоселов станет меньше, и денег у них еще поубавится. Сколько там останется на мебель — большой вопрос. Еще один занятный вопрос: что ждет сегмент новостроек с меблировкой и будет ли он массово доступен покупателям жилья.
На днях мы поинтересовались у читателей нашего телеграм-канала, как рынок ипотечного кредитования влияет на их бизнес. В общей сложности 65% ответили, что ипотека прямо или косвенно влияет на продажи. Интересно было бы узнать, какие стратегии развития выберут для себя мебельные компании, если ны рынке ипотеки сработает негативный сценарий и спрос на недвижимость упадет. Делитесь соображениями.