В конце года принято подводить итоги, и мы в FCP Media поддерживаем эту традицию. Итак, наша версия ТОП-10 событий, происходивших в 2023 году на российском мебельном рынке или заметно повлиявших на его развитие.

Бурный рост e-commerce

В 2023-м объем продаж в e-com вырастет на +38% год к году и составит 7,9 трлн рублей. Ожидается, что в следующем году этот показатель достигнет 10 трнл рублей. (Data Insight).

Мебель и товары для дома сохраняют за собой второе место в рейтинге самых покупаемых товаров онлайн с долей в 16,8% (459 млрд рублей), традиционно уступая только цифровой и бытовой технике (19,1%). Растет и доля онлайн-торговли в общем объеме розничных продаж: по данным АКИТ, за 9 месяцев она составила 12,5% (11% в 2022-м). Высокую динамику онлайн-продаж показывают регионы: при прочих равных региональные предприниматели выбирают онлайн, а не офлайн, отмечают в Tinkoff e-commerce — этот тренд наблюдался в столицах в 2021 году.

Маркетплейсы увеличивают долю

Маркетплейсы составили очень жесткую конкуренцию традиционному мебельному ритейлу — этот вызов придется принять не только лидерам отрасли, которые уже разрабатывают ответные стратегии, но всем игрокам рынка. Весь год на главных российских маркетплейсах происходил взрывной рост продаж мебели и товаров для дома, эти категории неизменно входят если не в тройку, то уж точно в пятерку самых популярных товаров на электронных площадках. На Ozon оборот в категории «мебель» в первом полугодии вырос на 153%, примерно теми же темпами растет и WB. Продажи мебели на «Яндекс.Маркете» за неполный год увеличились в 2 раза, а «Мегамаркет» за 9 месяцев вырос более, чем втрое (+358%). На маркетплейсы приходят уже не только за «малыми формами», но и за крупногабаритной мебелью, причем ее продажи растут значительно выше среднего показателя.

Мебельные суперформаты

2023-й для мебельной розницы стал годом начала ренессанса традиционного розничного магазина: укрупнение форматов, расширение товарной матрицы за счет дополнительных товаров, внедрение концепции one-stop-shop, капсульные коллекции и готовые интерьерные решения. Мебельные компании сделали очень много для того, чтобы покупка мебели стала для клиентов максимально удобной и психологически комфортной. Безусловно, главным событием года стало открытие пятитысячника Askona Home в ТЦ Columbus, но и другим лидерам рынка есть чем похвастаться: иммерсивный шоурум «Мария» на Большой Дорогомиловской, магазин укрупненного формата «Первого гипермаркета мебели» в Верхнем Уфалее, мультибрендовый гипермаркет Lazurit, открывшийся в ТЦ «Европолис» на 7000 кв. м — вот далеко не полный перечень ярких ритейл-проектов 2023 года.

Российские бренды на рынке домашнего обустройства

В 2023-м году новое ускорение получил российский рынок товаров для дома и интерьера. После ухода «Икеа», Zаra, H&M и других иностранных брендов, развивавших в России категории домашнего текстиля и посуды, на рынке активизировались отечественные розничные компании, в том числе и мебельные.

Укрепляли свои позиции действующие игроки, появлялись новые. Что характерно, российские бренды активно наращивали свое присутствие в торговых центрах, занимая площади, освободившиеся после ухода зарубежных ритейлеров. Так, к весне доля российских брендов в ключевых московских ТЦ выросла до 64%, а в Санкт-Петербурге к концу года отечественные компании занимают уже 80% площадей. Потребители в итоге тоже не остались в накладе: российские ритейлеры сумели значительно расширить ассортиментную матрицу, а доля заметивших это покупателей за год выросла с 45% до 67%. Число новинок второй год подряд превышает уровень 2021 года (данные OMD Snapshot).

Окончательный разворот на Восток

Потеряв доступ к европейским рынкам сбыта, российские экспортеры мебели довольно быстро переориентировались на другие регионы: интенсивно наращивали присутствие в странах СНГ, закреплялись в странах Персидского залива — в этом году в выставке Index Dubai приняли участие 15 российских компаний, и все с самыми серьезными намерениями. Свое розничное присутствие регионе стран Персидского залива уже обозначили Askona, Danton Home, Pushe и Garda Decor

Импортозамещение/импортозависимость

С импортозамещением ушедших зарубежных мебельных брендов дела обстояли наилучшим образом: в 2023 году российские компании вышли на рекордные показатели. По данным АМДПР, выпуск мебели в натуральном выражении вырос на 33%, в денежном — на 23% год к году. Зависимость российской мебельной отрасли от импортных материалов, комплектующих и оборудования по-прежнему очень высока, но, по крайней мере, с одной задачей поставщикам удалось справиться. Санкции и добровольный уход европейских компаний с российского рынка не оказали критического влияния на обеспечение отрасли всем необходимым для производства мебели: китайские и турецкие продукты оказались вполне достойной альтернативой западным брендам.

Ипотека

Первичное жилое строительство и льготная ипотека оставались одними из главных драйверов продаж на мебельном рынке. Всего с начала года в России было введено в строй более 100 млн кв. м жилой недвижимости — это чуть меньше, чем годом ранее, когда был поставлен исторический рекорд в 102,7 млн кв. м, но результат все равно впечатляющий. По данным ДОМ.РФ, в 2023 году может быть выдано около 1,2 млн ипотечных кредитов, а на следующий, 2024 год, прогнозируется цифра в 1,1-1,3 млн.

Кадровый голод

Дефицит кадров — одна из самых серьезных проблем не только мебельной отрасли, но российской экономики в целом. О нехватке кадров говорят 85% компаний. Не хватает работников самых разных профессий: квалифицированных рабочих, инженеров, водителей грузового автотранспорта, специалистов в области продаж и сервисного обслуживания и даже разнорабочих. Потребность в работниках выросла в 67 регионах (обзор «Эксперт РА»), в 7 из них — более чем на 50%. В десятку регионов, где кадровый голод ощущается сильнее всего, вошли Санкт-Петербург, Московская, Тамбовская и Сахалинская области, Пермский край, Республика Алтай, Ненецкий автономный округ, Ингушетия, Северная Осетия и Тыва.

Господдержка

Государство наконец-то всерьез занялось поддержкой промышленных отраслей. Реализуется целый комплекс мер государственной поддержки: гранты и субсидии на приобретение оборудования и развитие бизнеса, льготное кредитование малых и средних предприятий, промышленная ипотека, спецзаймы, компенсации затрат экспортерам и другое. Программы господдержки разрабатываются как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Нацпроект «Производительность труда»

Хотя нацпроект действует с 2019 года, но именно в 2023-м мебельные компании участвовали в нем особенно активно. Проект действительно работает: за все время его действия вложения в повышение производительности труда в несырьевых отраслях более чем окупились, принеся стране в 4,5 раза больше денег, чем было потрачено.