Deloitte

Период самоизоляции в России закончился, но не исключено, что уже осенью начнется вторая волна эпидемии, поэтому тема поведения потребителей на карантине не уходит из повестки дня.

Специалисты компании «Делойт» СНГ провели в конце мая — начале июня экспресс-опрос российских потребителей. Хотя сами авторы исследования указывают на то, что выборка не является репрезентативной (было опрошено 260 человек, главным образом, из Москвы и Московской области), тем не менее, опрос дает некоторое представление о том, как меняются потребительские привычки и насколько долгосрочными будут эти изменения.

В период самоизоляции многие пересмотрели свой семейный бюджет, направив значительную его часть (26%) на сбережения (до эпидемии — 7%). На продукты питания стали тратить чуть больше, что объясняется приобретением про запас и отсутствием возможности питаться вне дома. Сократились траты на одежду, обувь, электронику и прочие товары не первой необходимости (эта часть бюджета ушла в сбережения), возросли расходы на онлайн-сервисы.

Deloitte

Участники опроса обеспокоены своим здоровьем и здоровьем своих близких больше, чем финансовым состоянием — примерно так же ощущают себя жители Китая, Чили и Мексики, то есть стран с низкими доходами граждан, неразвитой системой социальных гарантий и невысоким уровнем здравоохранения. Жители европейских стран проявляли более низкий уровень тревожности.

Deloitte

Сильнее всего беспокоит респондентов необходимость отложить на неопределенный срок дорогостоящие покупки (45%), больше половины боятся, что не смогут оплачивать услуги ЖКХ, аренду и платить по кредитам. Только 8% опрошенных сказали, что по-прежнему смогут не экономить на покупках даже при ухудшении финансового положения.

Deloitte

Большинство по-прежнему предпочитают делать покупки офлайн (66%), при этом доля тех, кто выбирает онлайн-каналы выше, чем в предыдущих опросах. Больше 30% респондентов сказали, что выбирают поход в физический магазин и на самоизоляции, но идут за покупкой только в том случае, если она им действительно необходима.

Deloitte

Продукты питания и товары повседневного спроса респонденты предпочитали покупать офлайн, а что касается товаров для дома, включая мебель, то сторонников онлайн вдвое больше, чем офлайн (30% против 15%). Это может быть связано с тем, что в период карантина физические магазины были закрыты.

Deloitte

Как изменились финансовые траты за время самоизоляции? Увеличили расходы на продукты питания 40% респондентов, столько же — сократили. Меньше 10% опрошенных увеличили расходы на товары для дома, включая мебель, около 40% тратили столько же, сколько и до карантина, и примерно 35% эти расходы сократили.

Deloitte