«Гречкагейт» стал не единственным символом прошедшего локдауна. В однозначных лидерах по привлечению внимания игроков малого и среднего бизнеса — маркетплейсы. Это слово стало употребляться в Сети в два раза чаще. Все заговорили о маркетплейсах и возможностях, которые они предоставляют крупным и мелким производителям товаров. Но нет добра без петли и топора. Наряду с МСП о маркетплейсах узнали и чиновники.
Мы знаем, как российские власти любят всё регулировать. Стоит их взгляду упасть на какой-нибудь сектор экономики, где, по их мнению, не хватает порядка, как они немедленно начинают придумывать всевозможные правила и ограничения, чтобы и мышь не проскочила.
На прошлой неделе e-commerce сообщество активно обсуждало разработанные Минпромторгом «Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи». В документе уравниваются процедуры возврата товаров, купленных онлайн и офлайн. Если сейчас клиенты интернет-магазинов могут в течение семи дней вернуть любой товар без объяснения причин, то с 1 января 2021 года этого сделать будет уже нельзя. В перечне «непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, продажа которых осуществляется дистанционным способом» есть и «мебель бытовая (мебельные гарнитуры, мебельные комплекты и мебельные наборы)».
Надлежащее качество — это все-таки то, что соответствует ожиданиям покупателя, а как определишь его по картинке в Интернете? И станут ли клиенты маркетплейсов рисковать и приобретать кота в мешке, зная, что вернуть его не получится?
Правда, законодатели оставляют за владельцем агрегатора право «предоставить потребителю возможность непосредственно ознакомиться с приобретенным товаром до его передачи потребителю». Но если привезти клиенту для примерки кроссовки или джинсы проблем не составляет (WB так вообще размещает в своих ПВЗ примерочные), то с крупногабаритными товарами всё намного сложнее.
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) направила в Минпромторг предложения к проекту правил в том числе и по возврату товаров надлежащего качества, который «возможен в случае, если сохранены товарный вид и потребительские свойства товара, а также по требованию продавца представлены доказательства факта и условий его покупки. Сохранность товарного вида и потребительских свойств возвращаемого товара признается обеспеченной потребителем, если указанный товар не имеет признаков употребления, следов эксплуатации (использования), сохранены пломбы и ярлыки изготовителя, и он может быть реализован продавцом другим потребителям без уценки». Остается только надеяться, что чиновники прислушаются к мнению отраслевых экспертов.
Минпромторг — не единственный, кто хочет усложнить жизнь маркетплейсам и их клиентам. Имеется еще и депутат Госдумы от СР Федот Тумусов со своим проектом федерального закона «О маркетплейсе» (проект внесен на рассмотрение нижней палаты 01.09.2020). Депутат предлагает ограничить комиссию маркетплейсов максимумом в 20%, причем одну треть от суммы комиссии правообладатель или владелец маркетплейса должен будет ежеквартально перечислять в некий фонд по подготовке кадров в сфере компьютерных технологий. Разумеется, контролировать расходование этих денег маркетплейсы не смогут — этим будут заниматься федеральные органы исполнительной власти (ну, мы все знаем, как они это делают). Зато за нарушение сроков перечисления средств в таинственный фонд полагается штраф в размере 10% от выручки (!) владельца маркетплейса на территории РФ. Есть подозрение, что в случае принятия закона товары на маркетплейсах сильно подорожают.