Никто не любит понедельников. Они, как горькое похмелье, всегда начинают новую неделю с хвоста предыдущей: нужно подвести итоги, оценить текущую ситуацию, расставить приоритеты и определиться с действиями.
Наша новая рубрика «Итого понедельник» позволит быстро «опохмелиться» после выходных и настроится на нужный информационный лад.
СOVID-19: вторая волна
На прошедшей неделе главной темой обсуждения оставалась вторая волна коронавируса, обострение эпидемиологической обстановки, вводимые ограничения — весь этот букет проблем, появившийся не просто у всех, а буквально у каждого из нас.
Рост заболеваемости фиксируется в большинстве рабочих коллективов мебельных компаний. На карантин уже уходят целыми отделами! Необходимость введения удаленного режима работы очевидна, вопрос — в формализации этого процесса. Здесь, по-прежнему, весь фокус внимания — на действиях столичных властей: с одной стороны, игнорирование требований мэрии грозит компаниям огромными штрафами, а то и закрытием на срок до трех месяцев, а с другой — эти благовидные распоряжения зачастую превращаются в ряд нелепостей, кошмарящих бизнес. Проверочные рейды с столице набирают силу, и вот уже приостановлена операционная деятельность торгового центра «Черемушки», где находится одна из ключевых мебельных площадок Москвы, найдены нарушения в магазинах торговых сетей Spar и «Детский мир»
Коллапс цепочки поставок
Рост заказов на мебель после локдауна спровоцировал коллапс цепочек поставок. Проблема не решается уже третий месяц. Особо остро стоит вопрос с плитой, дефицит которой повлек за собой увеличение срока поставок с 2-3 недель до 2 месяцев.
Внутри отрасли уже зреет информационный бунт. По социальным сетям гуляют скриншоты «объяснительных» от поставщиков плиты. Те, в свою очередь, успокаивают партнёров. Например, в «Эггере» полагают, что проблема вскоре решится сама собой. «Ситуация остается сложной, но, мы думаем, к середине ноября мы начнем видеть ослабление спроса, что повлечет за собой нормализацию ситуации на рынке», — комментируют в компании.
Между тем, вице-президент Hoff Михаил Кучмент уже предупредил, чем все может закончиться: «Банкротство ряда производителей и ослабление рубля привело сначала к дефициту на ЛДСП (экспорт становится выгоднее), а затем — к существенному росту цен на нее, что может потенциально привести к росту цен на мебель».
Зреют новые розничные проекты
Вместе с тем, в отрасли наблюдается бурный рост и расширение розничных проектов (как офлайне, так и в онлайне). Ноff открыл новый магазин в Ставрополе и продолжает развитие Домашнего маркетплейса, «Шатура» начала про двигать новый формат, Divan.ru с энтузиазмом строит оффлайновую розничную сеть: 15-й магазин сети на днях появился в Екатеринбурге. «Мебель Москва» запустила сразу два франшизных формата, открыв студию кухонь «Кухни Кук» и салон детской мебели «Акварель», Perrino тестирует площадку нового формата в Санкт-Петербурге, Enza Home открывает второй флагман-тысячник в Перми, на подходе ещё несколько амбициозных релизов.
Трафик не резиновый
На фоне роста заболеваемости трафик в магазинах уже падает: по данным Watcom Group, показатель Shopping Index на период с 28 сентября по 4 октября в целом по России оказался на 23% ниже аналогичного значения прошлого года, в столице этот показатель был на 22% ниже, чем годом ранее, а в Санкт-Петербурге — на 24%. При этом если одни эксперты в большей степени связывают это падение с возвращением ряда «ковидных» мер, то другие считают, что эффект отложенного спроса уже исчерпан.
Поиск новых ниш на фоне снижения покупательной способности
Интересно, что самой обсуждаемой новостью на странице FCPmedia в ФБ стала информация о настойчивом лоббировании Ассоциацией предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России сдачи стандартного жилья с отделкой и мебелью, обязательной для застройщиков. Несмотря на очевидные выгоды для всех сторон, споров по этой теме много: от требования стабильности качества и разнообразия ассортимента до финансовой и юридической ответственности.
Однако и кусок для мебельщиков довольно лакомый — продажи в перспективе под угрозой.
И эта угроза — снижение покупательной способности. По подсчётам экспертов Кредитного рейтингового агентства НКР, работающие россияне во II квартале 2020 года недосчитались 841 млрд. руб. доходов, что соответствует 16 млн. среднемесячных зарплат — таковы последствия сокращений и перехода многих компаний на режим неполной занятости. Подробнее об этом — в ближайшие дни.
На этом тревожном фоне как на дрожжах растёт льготная ипотека: по предварительным оценкам «Дом.РФ», за три квартала этого года было выдано более миллиона жилищных займов на сумму около 2,7 триллиона рублей. В сентябре — 180-185 тысяч кредитов почти на полтриллиона. С учётом перспективы продления действующей программы выдачи льготной (под 6,5%) ипотеки до 1 июля 2021 года и значительного падения доходов населения, актуальность лобби АПМДПР для законного включения мебели в ипотечный кредит только возрастает.
Кооперации и коллаборации
Как показала прошедшая неделя, сообща можно многого добиться. Взять ли историю датчан, придумавших, как монетизировать ИКЕА-хакинг, или сотрудничество президента Askona Life Group Романа Ершова и владельца тульской мастерской «Джузеппе» Александра Максимова, начавшееся с того, что они поменялись местами в шоу для предпринимателей «Теперь я босс». Эти истории разные, но обе показывают и обоюдовыгодную пользу от коллаборации, и необходимость активной позиции компании. Это пульс успеха, и мы продолжим транслировать его на этой неделе, публикуя новые кейсы.
На этой неделе
Будут горячие новости и репортажи. Проясним, например, ситуацию с выставками. В этом году они пострадали больше всех и до сих пор не могут отыграть ситуацию. Однако «Лесдревмаш 2020» (первая в этом сезоне отраслевая выставка) уже стартовал на текущей неделе. Готовятся домашние шоу, зреет новый формат «Мебели» в Экспоцентре и даже анонсировано Московское Международное Индустриальное (!) шоу «Мебель HUB» в партнёрстве Crocus Expo и журнала «Мебельный бизнес».
Успешной всем недели!
Всегда на связи, FCProject