В связи с резким ростом заболеваемости ковидом Московская мэрия обязала столичный бизнес с 5 октября перевести не менее 30% своих сотрудников на удаленную работу. Ну, ОК, — сказали предприниматели, — нам не привыкать, — распоряжение выполнили. Однако буквально на следующий день, 6 октября, правительство Москвы обрушило им на головы новый указ, согласно которому работодатели обязаны еженедельно через личный кабинет предоставлять информацию о сотрудниках, работающих удаленно.

В мэрии хотят знать об этих людях буквально все: id карт «Тройка» и «Стрелка», номера социальных карт, номера проездных, номера мобильных телефонов и госномера автомобилей. Это вроде бы персональные данные, разглашение которых запрещено соответствующим федеральным законом, но ведь ФИО сотрудников сообщать не надо, значит, и данные как бы анонимные, и закон как бы не нарушается, считают в мэрии. А то, что по этим данным легко вычислить человека, так в мэрии делают вид, что этого не понимают.

Столичные работодатели в шоке и ярости: с одной стороны, сотрудники могут отказаться предоставлять свои персональные данные (и будут правы), с другой — невыполнение указа грозит работодателям немалыми штрафами. Максим Валецкий, владелец компании Mr.Doors, пишет на своей странице в «Фейсбуке»:

«Бред сивой кобылы. К сожалению, никак по-другому не могу сказать. Мы сейчас активно это обсуждаем в бизнес-чатах: подавая эти данные, мы нарушаем федеральный закон о персональных данных, санкции по которому выше, чем невыполнение указа мэра. Это данные не наши, это данные наших сотрудников. Кстати, еще хороший вопрос: мэрия никаких справок не дает, говорит, что 9 октября будет горячая линия, вопросы все адресовать предлагают туда».

На вопрос «а зачем все это нужно?» никто из чиновников мэрии не отвечает, остается только строить версии. На сегодняшний день их три. Самая популярная — для повышения собираемости штрафов: всем известно, что это любимая забава московской мэрии. Только за последний месяц за нарушение масочного режима было оштрафовано более сотни столичных предприятий розничной торговли, составлено свыше 6 тысяч протоколов.

Вторая, тоже хорошая — обновляют базы. Но наиболее вероятной представляется версия журналиста «Эха Москвы» Александра Плющева. Он считает, что в мэрии собираются вновь перейти на систему пропусков, а базу данных о сотрудниках на удаленке собирают для того, чтобы не выдавать им постоянных пропусков. Тем более, что на днях московские власти сказали, что пока пропускную систему не готовят, и ключевое слово здесь «пока».