Потребительский спрос пребывает в состоянии волатильности, ЦБ пытается побороть инфляцию (спойлер: пока это не удается), в Сибири закрывается мебельный ТЦ, но появляются новые мебельные салоны, «Леруа Мерлен» «импортозаместился» на 80%, а диджитал-технологии управления потребительским спросом продолжают совершенствоваться.
Потребительский спрос восстанавливается, но это не тренд
В феврале оборот розничной торговли снизился на 1,3% год к году, подсчитали в Росстате, но если бы прошлый год не был високосным (+1 лишний день), то вместо падения был бы рост в 2%. Общие потребительские расходы в феврале увеличились по отношению к январю на 0,9%, судя по всему, за счет продуктовой розницы — расходы на непродовольственные товары снизились на 0,3%. Аналитики полагают, что потребительские ожидания подросли в результате улучшения ситуации на рынке труда: в феврале число безработных снизилось на 34,7 тысяч человек, а число занятых выросло на 46,0 тысяч человек (данные Минэкономики). А вот долгожданный рост реальных зарплат пока пробуксовывает: за год всего +0,1%, быстро, то есть на уровне инфляции, зарплаты растут только у медиков и в IT. Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) считают, что говорить об окончании кризиса еще рано.
Продолжает разгоняться инфляция: правительство ожидало ее снижения к марту, но этого не произошло, и ЦБ вновь достал проверенный инструмент увеличения ключевой ставки. В марте ее повысили на 25 базисных пунктов, вероятно, в апреле произойдет очередное повышение на ту же величину. Все это тоже отрицательно скажется на потребительском спросе, поскольку кредиты станут дороже для всех. Кроме того, рост процентных ставок очень сильно влияет на рынок недвижимости, предупреждают экономисты.
Мебельный рынок первый квартал 2021 года в целом «закрыл» в плюсе, но тенденцию к снижению покупательского спроса уже в апреле отмечают практически все крупные ритейлеры. О этом на прошлой неделе представители мебельных компаний говорили в рамках отраслевого митапа в Clubhouse.
«Шатура» и MOON продвигаются все глубже в Сибирь, а «Первая мебельная» пробует себя на рынке жилищного строительства
«Леруа Мерлен» отчитался об итогах 2020-го года. Федеральной сети есть чем гордиться: общий объем продаж вырос на 11% год к году и достиг 417,7 млрд. руб, Доля онлайна увеличилась с 3 до 9%, открылись 6 новых магазинов, в том числе в городах, где «Леруа Мерлен» ранее не присутствовала: в Белгороде, Смоленске, Клину и Пскове. На 3% подросла доля российских поставщиков, которая сейчас составляет 80%, к пулу поставщиков прибавилась 141 компания, из них 91 — локальные компании из разных регионов.
В Братске, на площадке бывшего строительного магазина «Фортуна» появились франшизные магазины «Шатура» и MOON. Инициатор открытия — мебельная компания Baikal Retail Group из Иркутска. Двумя неделями раньше они же запустили первый франшизный салон Beyosa в иркутском ТЦ «Акцент».
В Красноярске выставлен на продажу ТЦ «Республика», специализировавшийся главным образом на мебельной аренде. Торговый центр общей площадью 30 тыс. кв. м с парковкой и точками общепита, выставил на торги банк «Открытие», у которого комплекс находится в залоге. ТЦ «Республика» был открыт сибирским девелопером Борисом Заякиным ещё 2012 году. Аналогичный центр, например, до сих пор работает в Барнауле, а вот судьба красноярского проекта оказалась неудачной, несмотря на то, что в непосредственной близости от «Республики» позже построились ТЦ «МЕГА» и «Леруа Мерлен».
«Первая мебельная фабрика», видимо, решила не ждать милости от застройщиков жилья и сама приступила к освоению этого бизнеса. Участок площадью 3 гектара недалеко от Балтийского вокзала находится в собственности компании 15 лет, и когда-то Александр Шестаков собирался построить тут мебельный центр, но впоследствии от этих планов отказался. Теперь «Первая мебельная» будет возводить на этом участке жилой комплекс бизнес-класса, по некоторым сведениям, площадь его составит 50 тыс. кв. метров. На соседнем участке будет построен бизнес-центр и реконструировано под жилье аварийное здание. В настоящее время уже ведутся работы по расчистке территории под застройку.
Множатся диджитал-инструменты для улучшения клиентского опыта
YouTube приступил к тестированию функции автоматического распознавания товаров на видео: она позволит отображать список товаров, присутствующих в видеороликах и предлагать список похожих товаров. Функция будет появляться между рекомендованными видео во время прокрутки ленты. Сервис в режиме тестирования пока доступен пользователям из США.
Между тем, Instagram анонсировал запуск функции Instagram Shopping для российских бизнес-аккаунтов. Их владельцы смогут использовать специальные метки, чтобы отметить товары в постах и сторис. Пользователи по тем же меткам увидят стоимость товара, размеры, другие характеристики, указанные продавцом.
Как пояснила директор по продукту Instagram Эшли Юки, сначала доступ к функции случайным образом получит небольшое количество российских бизнес-аккаунтов, а в ближайшие месяцы Shopping станет доступен остальным. Вместе с Shopping российские аккаунты получат доступ к инструменту «Магазины», который позволяет создать витрину товаров и показывать ее в профиле в инстаграме или фейсбуке.
Группа «М.Видео-Эльдорадо», в свою очередь, тестирует инструмент управления персоналом и клиентским сервисом на основе данных видеоаналитики, обрабатываемых нейронной сетью в режиме реального времени, этот опыт представляет интерес для всего сегмента ритейла. По заданным параметрам в режиме реального времени система анализирует поток данных из магазина, умеет отличать сотрудников от покупателей и накладывать данные о местоположении людей на план магазина. Система видеоанализа разработана дата-офисом компании с нуля менее чем за полгода силами команды выпускников и студентов ВШЭ. Сейчас «М.Видео-Эльдорадо» тестирует три рабочих сценария: «одинокий покупатель», «очередь у касс» и «тепловая карта магазина». Система выявляет покупателей, какое-то время в одиночестве перемещающихся по магазину, и направляет к ним свободных консультантов. По словам представителей компании, это уже позволило увеличить вовлеченность персонала в пять раз. Если в зоне выдачи товара или у касс скапливается много клиентов, система направляет персоналу сообщение. «Тепловые карты» дают возможность изучать поведенческие модели покупателей, выбирать места для размещения рекламных материалов и оценивать удобство расположения товаров.