Филатов

Экстренный сбор российских ритейлеров, организованный главой BBCG: B2B Conference Group, Алексеем Филатовым, случился на второй день «гречневого» бума.

Встреча проходила в гибридном формате: часть участников дискуссии собралась в конференц-комнате отеля Hilton, часть — выходила на связь по удалёнке. Среди спикеров как гранды индустрии (Ольга Наумова, экс-гендиректор «Магнита», Виталий Подольский), так и представители e-commerce, сервисов доставки, dark kitchen и проч. Собирались по понятному поводу: проговорить вслух, что происходит и чем всё закончится. Интересно сопоставить выводы «большого ритейла» с настроениями и прогнозами представителей мебельной индустрии.

Публикуем ключевые тезисы встречи.

НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Российский бизнес в ситуации идеального шторма. Ритейл переживает сразу несколько системных шоков. Это, в первую очередь, карантинные меры, обрушившие трафик в магазинах, обвал рубля, который в скором времени приведёт к падению спроса, а также нарушение глобальной цепочки поставок (здесь постарались и коронавирус, и курс).

ЭТО — НЕ КОРОТКАЯ ИСТОРИЯ

Отыграть к прежним установкам не получится. Уже во второй половине года рынки получат целую серию шатдаунов, из которых нужно будет как-то выходить. Интересно, что причиной остановки назван не экономический кризис, а раскачка паники в период полной информационной прозрачности.

Самую мрачную картину будущего нарисовал Виталий Подольский (с его точкой зрения можно ознакомиться у него на странице).

ПОЗИТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Самым позитивным спикером оказался Гай Збарский. Вышел на связь из Израиля и сообщил, что российский сценарий развития карантина в целом повторяет израильский; но мы отстаём на пять дней. Если следовать этой логике, то в перспективе нас всё-таки ожидают закрытия торговых центов, что неминуемо приведёт росту онлайн-ритейла.

Собственно говоря, это уже происходит. В Москве фиксируется кратный рост сервисов доставки еды. А вот в Израиле потребители, запертые в своих домах, уже перешли на покупку гантелей и домашних спортивных тренажёров. Глядишь, так и до интерьерных товаров доберутся.

Израиль — один из центров венчурного бизнеса и, по словам Гая Збарского, активность в этом секторе, несмотря на коронавирус, не прекращается. Более того, новые инвестиционные шансы получили бизнесы, которые раньше плелись в отстающих. Речь идёт о стартапах по производству умных аппаратов для мытья рук, креативных онлайн-курсах по приготовлению еды дома, монетизации меню ресторанов (сектор dark kitchen).

Онлайн-ритейлеры оказались самыми воодушевлёнными и позитивно настроенными участниками дискуссии. У них одни позитивные ожидания. Прогнозируется рост маркетплейсами онлайн-ритейлерам, но при условии нормализации цепочки поставок. E-commerce может ожидать кратный рост, но после того, как ситуация с карантином завершится и люди ринутся обратно в магазины, может произойти и снижение потребительской онлайн-активности.

Вывод, который делает для себя e-commerce: сейчас идеальная ситуация для укрепления доверия к онлайну. Чем понятнее будет продающая платформа, чем больше будет персонализации и контакта с клиентом, чем качественнее сервис доставки — тем больше доверия сформируется у потребителя к бренду.

ШЕРИНГОВЫЕ МОДЕЛИ

Могут получить распространение шеринговые модели организации бизнеса. Например, компании занимающиеся доставкой готовых блюд или конструкторов еды готовы предоставлять свои площадки ресторанам (для оптимизации затрат и повышения качества сервиса), которым придётся массово переходить на dark kitchen.

Сервисы прокатов велосипедов предлагают пересадить курьеров с машин на велосипеды, что, в свою очередь, позволит оптимизировать расходы на доставку и улучшить качество услуги «последняя миля».

Есть повод подумать, что могут шерить мебельные ритейлеры.

ПОДВИСШИЕ ВОПРОСЫ

Участники дискуссии так и не смогли развить тему, которая волнует сегодня представителей non food розницы: как разговаривать с арендодателями в период глобальной просадки спроса (его все ожидают, а у большинства ритейлеров арендная плата по-прежнему завязана на доллар), как платить зарплату простаивающему персоналу, как удержать коллектив в период турбулентности.

Конкретное предложение поступило от основателя iGoods, который готов взять на работу 2 тысячи курьеров.

ОСНОВНОЙ ВЫВОД

Сценарии кризисов не повторяются. Весь гигантский опыт российского ритейла, закалённого тремя предыдущими стрессами, фактически пасует перед новыми вызовами. События, которые мы сейчас переживаем, корректируют покупательские ценности, а в перспективе — сформируют новые. На волне борьбы с пандемией возможен рост доверия к теме ЗОЖ. На волне курсового обвала произойдет возвращение к импортозамещению и мобилизация потребителей вокруг темы «Покупаем наше».