В рамках деловой программы выставки Heimtextil Russia Digital, глава агентства INFOline Иван Федяков рассказал о ситуации складывающейся на рынке DIY и домашнего обустройства. Приводим основные выдержки.

Колоссальные жизненные изменения, произошедшие со всеми нами после пандемии, в полной мере отразились и на торговых компаниях, связанных с рынком домашнего обустройства. Одно можно сказать точно — значение дома для россиян существенно возросло. Это подтверждается в том числе и статистикой. Например, количество запросов со словом «дом» в поисковых системах выросло весной этого года в два раза. В результате, летом мы получили повышенный спрос на товары для дома и ремонта. И хотя в конце августа спрос пошел на спад, количество запросов со словом «дом» по-прежнему в два раза выше относительно аналогичного периода прошлого года.

Локдаун привёл к 30-процентному обвалу рынка в апреле 2020-го, и ещё на 25% в мае. После снятия ограничений в июне–июле отрицательная динамика замедлилась. В августе, по предварительным данным, есть все шансы выйти на нулевую динамику по объему продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

При самых благоприятных обстоятельствах годовое падение продаж в этом году составит 7%. По факту компенсировать провал первого полугодия почти невозможно.

Если проследить динамику отдельных секторов ритейла, то сегмент DIY&Household в этом году практически не уходил в отрицательную зону и восстановился одним из первых. С конца мая наблюдается оживление, выход в плюс по сравнению с показателями прошлого года. Начиная с июля динамика положительная, она вселяет оптимизм с точки зрения развития сегмента розничной торговли. Большая поддержка DIY&Household пришла из онлайн-торговли: потребители переключились на покупки через Интернет.

Аудитория онлайновых покупателей увеличилась. Сегодня около 60 миллионов россиян регулярно покупают в Интернете.

За последние четыре года существенно возросла доля лидеров отрасли строительно-отделочных материалов и торговли DIY. С 27% до 40% приросла доля первой десятки компаний, которые формируют основные тренды. Они же оказались в выигрыше и после локдауна.

В Интернете потребители пошли на сайты тех магазинов, которые были им хорошо знакомы, то есть обратились к известным крупным сетям. Нагрузка на интернет-магазины настолько возросла, что некоторое время сайты не справлялись с возраставшей аудиторией.

Дальше ситуация будет меняться: уже сейчас наблюдается «успокоение» рынка. Люди вернулись в офлайн-магазины. При этом тот навык, который они получили в начале года, сидя на карантине, никуда не исчезнет: потребители будут и дальше обращаться к онлайн-покупкам.

В 2020 году российский рынок мебели, товаров для дома и ремонта вырастет до 400 миллиардов рублей в онлайне. При этом доля десяти крупнейших игроков сегмента DIY в онлайне по-прежнему существенно меньше, чем в физической рознице. По оценкам агентства INFOLine, на начало года доля онлайна в структуре продаж традиционных торговых сетей DIY составляла порядка 20%. Сегодня эта доля быстрее консолидируется в интернет-торговле. В ближайшие годы именно здесь будем наблюдать стремительную динамику роста лидеров отрасли.