Ситуация на российском рынке древесных плит накаляется. ДСП по-прежнему не хватает, а цены продолжают расти: во второй половине 2020 года они повысились в общей сложности на 45–52%, а в январе — феврале текущего года подскочили еще на 10%, говорится в официальном обращении компании «Русский ламинат» (полный текст обращения имеется в редакции FCP Media).
Острый дефицит плиты, сопровождающийся непрерывным повышением цен на эту продукцию, начался в феврале 2020 года с остановки заводов ГК «Русский ламинат» и вывода с рынка мощностей в объеме 480 тыс. кв. м/год. Авторы обращения впервые открыто называют виновником повышения цен компанию «Кроношпан», в управление которой фактически перешли Игоревский и Сергиево-Посадский заводы, и которая таким образом устранила конкурента: «Кроношпан» диктует условия мебельным предприятиям, лишая их возможности стабильно работать и зарабатывать. По сообщениям от участников мебельного рынка «Кроношпан» ввел жесткие квоты на продукцию. При продаже ЛДСП сверх квот цена увеличивается на 50–100 руб. за м2. Также поступает информация о ежемесячном увеличении цен на плиту. Все эти сведения говорят о повышенной монополизации рынка и нечистой конкуренции со стороны компании «Кроношпан».
В конфликте мебельной и плитной отраслей крайне странную позицию занял Минпромторг, целиком вставший на сторону производителей плит и обвинивший в нехватке плиты самих мебельщиков: по данным ведомства, «о дефиците плиты для мебели заявляют „серые“, полулегальные производители мебели, у которых нет согласованного с производителями плит ДСП графика покупок, нет предоплаты, нет складов, часто они работают через дилеров и наличные деньги».
Авторы обращения считают, что это заявление Минпромторга является прямым оскорблением производителей мебели: «Назвав „серыми“, полулегальными, огромное количество мебельщиков, которые обеспечивают рабочие места и платят налоги в бюджет, министерство исключает из российской экономики целый пласт значимого бизнеса».
И, наконец, АМДПР, чьей прямой задачей является представление и защита именно мебельной отрасли, пытается приуменьшить масштабы проблемы, заявляя, что закрытие заводов «Русского ламината» существенным образом не влияет на дефицит плиты. Такими заявлениями, считают авторы обращения, господин Иртуганов «дискредитирует Ассоциацию и делает её бесполезной инстанцией в глазах мебельщиков, которые о своих проблемах пишут в различные госструктуры, но не в Ассоциацию».
После многочисленных писем, поступивших от бизнес-сообществ и мебельных фабрик, и последовавшего за этим поручения Правительства, Минпромторг был вынужден признать наличие затяжного дефицита плиты и предложил включить эту продукцию в «перечень важных для внутреннего рынка России товаров, на которые могут быть установлены временные ограничения или запрет экспорта». Между тем, для мебельщиков важен не запрет на экспорт, а возобновление работы заводов «Русского ламината», для чего их необходимо «вернуть под контроль собственнику, который эти заводы создавал и готов в кратчайшие сроки их запустить и наладить производство», уверены авторы обращения. В настоящее время компания «Русский ламинат» ведет переговоры с двумя потенциальными инвесторами.