Romir Non-food

Анастасия Сидорина, заместитель директора по работе с клиентами компании Romir, рассказала о паттернах покупательского поведения на рынке российского ритейла. Non-Food сегмент — в фокусе внимания.

Важно понимать банальную истину: у полки с товаром стоит человек, и именно он голосует рублём, поэтому жизненно необходимо отслеживать тренды потребительских настроений и ожиданий. На потребителя влияет огромное количество рациональных и иррациональных факторов. Чтобы успешно коммуницировать с покупателем, важно понимать макроконтекст.

В феврале этого года Romir провёл опрос, какие темы являются ключевыми для россиян. Как и ожидалось, самыми горячими оказались: низкие зарплаты, рост цен и пенсионная реформа. В период пандемии главную озабоченность у потребителей вызвали вопросы здоровья, финансовых возможностей и, опять же, роста цен. Показатель реальных доходов населения показывал в динамике отрицательный рост вплоть до 2019 года.

Реальные располагаемые доходы населения по данным Росстата

Реальные располагаемые доходы населения по данным Росстата

В прошлом году была изменена методология измерений Росстата — таким образом, статистика показала некую стабилизацию, которая сохранится и ближайшее время.

Всё больше потребителей выбирают стратегию экономии за счёт оптимизации расходов

Всё больше потребителей выбирают стратегию экономии за счёт оптимизации расходов

Оптимизация расходов будет происходить вне зависимости от доходной группы. Это коснётся всех категорий, в том числе категории продуктов длительного пользования. Люди будут продолжать экономить, как минимум, ещё несколько месяцев и более.

Экономия и оптимизация коснётся всех, но экономить каждый будет по-своему

Экономия и оптимизация коснётся всех, но экономить каждый будет по-своему

Оптимизаторы и черри-пикеры станут основными покупательскими сегментами в ближайшие несколько лет

Оптимизаторы и черри-пикеры станут основными покупательскими сегментами в ближайшие несколько лет

Однако в любом кризисе есть точки роста. В канале интернет-торговли ожидается самый высокий прирост аудитории. Так происходит потому, что ключевая тема для россиян — здоровье. Онлайн-формат — один из наиболее безопасных способов совершения покупок. С другой стороны, важна и ценовая политика. Интернет становится местом поиска выгодных промо-предложений и скидок. Эта платформа помогает сопоставлять и сравнивать цены.

Россияне привыкают к онлайн-покупкам

Россияне привыкают к онлайн-покупкам

Множество категорий непродовольственного характера становятся востребованными в онлайне. Причём это касается не только крупных городов-миллионеров. Тенденция справедлива и для регионов.

Онлайн в непродуктовом сегменте рынка активно растёт с точки зрения трафика: увеличиваются размер покупательской аудитории (+55%), частота покупок (+11,2%). Ключевыми категориями в непродовольственном онлайн-сегменте являются мебель (+14,3% к объёму продаж), товары для дома (+11,6%) и бытовая техника (11,2%).

Однако факт привычки до сих пор заставляет потребителей приходить в офлайн-магазины. В период пандемии ключевую роль в развитии онлайн-торговли сыграл фактор безопасности. И здесь особенно высокие обороты набирают маркетплейсы, которые предоставляют возможность закрыть все потребности корзины покупателя. При этом сохраняется уверенность, что специализированные игроки на рынке останутся. Здесь самое главное — нащупать свою аудиторию.