Анастасия Сидорина, заместитель директора по работе с клиентами компании Romir, рассказала о паттернах покупательского поведения на рынке российского ритейла. Non-Food сегмент — в фокусе внимания.
Важно понимать банальную истину: у полки с товаром стоит человек, и именно он голосует рублём, поэтому жизненно необходимо отслеживать тренды потребительских настроений и ожиданий. На потребителя влияет огромное количество рациональных и иррациональных факторов. Чтобы успешно коммуницировать с покупателем, важно понимать макроконтекст.
В феврале этого года Romir провёл опрос, какие темы являются ключевыми для россиян. Как и ожидалось, самыми горячими оказались: низкие зарплаты, рост цен и пенсионная реформа. В период пандемии главную озабоченность у потребителей вызвали вопросы здоровья, финансовых возможностей и, опять же, роста цен. Показатель реальных доходов населения показывал в динамике отрицательный рост вплоть до 2019 года.
Реальные располагаемые доходы населения по данным Росстата
В прошлом году была изменена методология измерений Росстата — таким образом, статистика показала некую стабилизацию, которая сохранится и ближайшее время.
Всё больше потребителей выбирают стратегию экономии за счёт оптимизации расходов
Оптимизация расходов будет происходить вне зависимости от доходной группы. Это коснётся всех категорий, в том числе категории продуктов длительного пользования. Люди будут продолжать экономить, как минимум, ещё несколько месяцев и более.
Экономия и оптимизация коснётся всех, но экономить каждый будет по-своему
Оптимизаторы и черри-пикеры станут основными покупательскими сегментами в ближайшие несколько лет
Однако в любом кризисе есть точки роста. В канале интернет-торговли ожидается самый высокий прирост аудитории. Так происходит потому, что ключевая тема для россиян — здоровье. Онлайн-формат — один из наиболее безопасных способов совершения покупок. С другой стороны, важна и ценовая политика. Интернет становится местом поиска выгодных промо-предложений и скидок. Эта платформа помогает сопоставлять и сравнивать цены.
Россияне привыкают к онлайн-покупкам
Множество категорий непродовольственного характера становятся востребованными в онлайне. Причём это касается не только крупных городов-миллионеров. Тенденция справедлива и для регионов.
Онлайн в непродуктовом сегменте рынка активно растёт с точки зрения трафика: увеличиваются размер покупательской аудитории (+55%), частота покупок (+11,2%). Ключевыми категориями в непродовольственном онлайн-сегменте являются мебель (+14,3% к объёму продаж), товары для дома (+11,6%) и бытовая техника (11,2%).
Однако факт привычки до сих пор заставляет потребителей приходить в офлайн-магазины. В период пандемии ключевую роль в развитии онлайн-торговли сыграл фактор безопасности. И здесь особенно высокие обороты набирают маркетплейсы, которые предоставляют возможность закрыть все потребности корзины покупателя. При этом сохраняется уверенность, что специализированные игроки на рынке останутся. Здесь самое главное — нащупать свою аудиторию.