За 2021-й года объем венчурных инвестиций в retailtech и e-commerce в России составил $108 млн рублей

Компания Dsight и коммуникационная группа Upgrade представили результаты исследования «Технологии в розничной торговле», проведенного совместно с X5 Group, Hoff и Holodilnik.ru. Презентация исследования состоялась во время онлайн-конференции «Бум инноваций в ритейле».

В России, как и во всем мире, фиксируется растущий спрос на инновационные технологии для розницы. Глобально рынок оценивается в 82 млрд долларов. Что касается России, то, по оценке Dsight, за три квартала 2021 года объем венчурных инвестиций в retailtech и e-commerce составил $108 млн (из них $76 млн только на retail tech), показав двукратный рост с 2018 года. Почти 80% от этого объема инвестиций пришлись на компании, разрабатывающие решения в области логистики и доставки.

За 2021-й года объем венчурных инвестиций в retailtech и e-commerce в России составил $108 млн рублей

В сегменте e-commerce более 90% венчурных инвестиций в 2018-2020 гг. пришлись на Ozon. Инвестиции в остальные компании (без учета Ozon) выросли с $20 млн. в 2019-м до $32 млн. за первые 3 квартала 2021-го.

В 2021-м топ-10 российских ритейлеров (по выручке за первое полугодие) чаще всего тестировали либо внедряли следующие технологии для офлайн-розницы: системы видеоаналитики, системы самообслуживания, роботов-уборщиков и инструменты для автоматического планирования графиков работы линейного персонала.

За 2021-й года объем венчурных инвестиций в retailtech и e-commerce в России составил $108 млн рублей

По окончании презентации модератор конференциии, основатель Upgrade Владислав Широбоков  инициировал экспертную дискуссию, в которой приняли участие директор по инновациям X5 Group Роман Тимаев, менеджер по инновациям Hoff Лев Самсонов, член совета директоров «Холодильник.ру» Вадим Федчин, сооснователь сервиса доставки Broniboy Александр Радионов, сооснователь блокчейн платформы для бизнеса Factorin, Андрей Маклин, а также Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ритейле, футуролог и сооснователь New Retail и Project Line.

Интересует, в какие технологические разработки инвестирует мебельная розница. Характерно, что в исследовании упоминаются только Hoff и «Аскона».

Принявший участие в дискуссии менеджер по инновациям Hoff Лев Самсонов, рассказал, на каких технологиях Retailtech фокусируется сейчас крупнейшая российская мебельная сеть.

В первую очередь он подчеркнул, что в компании на инновации смотрят прагматично, оценивая их эффективность количественными и финансовыми метриками. В омниканальных продажах основное внимание направлено на мобильное место сотрудника — планшет, куда уже внедрили воронку продаж и оцифровывают все действия продавца. В ближайших планах собираются сфокусироваться на речи продавцов и протестировать гипотезу о повышении эффективности их работы через сервис речевой аналитики. В настоящее время структурируют пилот, в рамках которого протестируют кросс-продажи и стандарты обслуживания.

Технологию VR планируют использовать внутри компании для обучения сотрудников. Работу над проектом начнут уже в этом году. Для обучения навыкам продаж собираются также запустить речевой тренажер.

Говорить об использовании VR в цепочке взаимодействия «продавец-клиент» или «продукт-клиент», по словам Льва Самсонова, пока рано, в силу недостаточной глубины проникновения технологий (нет качественных девайсов, через которые можно было бы массово продавать продукты Hoff). Но над внедрением AR-конфигураторов в компании будут работать. Тема довольно популярная у мебельных компаний. С помощью этого сервиса клиент не только сможет подобрать на сайте мебель в необходимых ему размерах, материалах, цветах и формах, но также расставить ее в заданном макете своего жилья. В Hoff рассчитывают, что при помощи этой технологии клиенты смогут почувствовать себя настоящими дизайнерами. Этот опыт будет стимулировать продажи. Кроме того, по словам Льва Самсонова, внедрение AR-технологий в перспективе может обернуться подрывным сценарием для физической розницы Hoff. Со временем из канала дистрибуции может быть убран магазин: клиент сможет в онлайне подобрать для себя мебель, получить весь список изделий и заказать доставку.