Amazon

Маркетплейсы, приложившие столько усилий для разрушения традиционной физической розницы, принялись за ее восстановление в обновленном формате. Вплоть до недавнего времени развитием собственных розничных сетей всерьез занимался только Amazon. В 2015 году интернет-гигант открыл первый физический книжный магазин под брендом Amazon books, позднее появились торговые локации 4-star Amazon, где покупателям предлагаются различные электронные устройства вплоть до кухонной техники и popup-магазины. В 2017 году компания начала экспансию в сегмент продуктовой розницы и сейчас владеет 20 торговыми локациями бренда Amazon Go и 38 — Amazon Fresh (15 из которых находятся в Лондоне). Параллельно Amazon реализует инновационные концепции в физической рознице, в частности, формат магазинов без продавцов и кассиров и технологию mazon OneA, позволяющую покупателям использовать ладонь для входа в магазин и оплаты товаров.

Летом прошлого года Wall Street Journal, ссылаясь на осведомленные источники, сообщил о планах Amazon по открытию в США нескольких крупных торговых локаций площадью 30 000 кв. футов (около 2,7 тыс. кв. м), где будут продаваться одежда, мебель, товары для дома, электроника и другие товарные категории от популярных брендов, а также СТМ Amazon. В руководстве компании считают, что торговые локации такого формата помогут улучшить покупательский опыт и дадут клиентам возможность опробовать те товары, на которые они, скорее всего, не обратили бы внимания, увидев их на электронной витрине.

Если бы развитием физической розницы занимался только Amazon, это можно было бы посчитать частным случаем. Но теперь освоением офлайнового пространства занялись и другие маркетплейсы, и это уже становится похоже на зарождающийся тренд.

ochama

Китайский e-commerce гигант JD.com открыл в Нидерландах две розничные локации под брендом Ochama. В магазинах будут работать роботы, на которых возлагаются задачи по фулфилменту и доставке. Покупатели смогут заказать нужные товары через одноименное приложение, а затем посетить магазин, где после сканирования штрих-кода заберут свои покупки с автоматического конвейера или распорядятся доставить их к ним домой. Две первых локации открылись в Роттердаме и Лейдене, в дальнейших планах — открытие еще двух магазинов в Амстердаме и Утрехте. Покупки на платформе Ochama будут доступны только подписчикам — стоимость годовой подписки составляет 10 евро, взамен клиенты получат 10-процентную скидку на все товары. Сейчас в ассортименте около 7 тысяч товарных позиций, со временем их количество вырастет. Эксперты считают, что открытие физических локаций JD — часть стратегии конкурентной борьбы с Amazon за долю в офлайновом ритейле.

Платформа Shopify — разработчик программного обеспечения для онлайн-ритейла — тоже нацелилась на физическую розницу. Это стало известно после утечки документов, из которых следует, что компания подала заявку на патентование системы датчиков для измерения трафика в торговых центрах. Система будет собирать такие данные, как количество покупателей в той или иной части магазина в определенное время, сколько времени в среднем они проводят в этой локации, и количество покупателей, взаимодействующих с физическими продуктами в течение определенного периода времени. С помощью этой технологии офлайновые ритейлеры смогут, в частности, решать, какие товары и куда следует выставлять, чтобы они лучше продавались. В действиях Shopify эксперты тоже усмотрели явное намерение конкурировать с Amazon, которому заслуженно присваивается звание трендсеттера года.