Выставку «Лесдревмаш», прошедшую во второй декаде сентября, посетило свыше 6400 тысяч человек. В этом году, помимо поставщиков и производителей оборудования, дирекция выставки предложила беспрецедентно насыщенную деловую программу, которая включала в себя сразу 13 мероприятий.
12 сентября FCP media в рамках выставки провел экспертный круглый стол «Локализация поставок мебели в России: сегменты, технологии, возможности и перспективы». Предметом диалога производителей мебели и поставщиков оборудования стали развитие новых направлений в массовом и нишевом производствах и способы расширения товарного предложения за счет нового ассортимента и новых типов отделки, ранее поставлявшихся из-за границы.
Вопрос о локализации оказался непраздным. Поставки частей мебели и некоторых компонентов из-за границы (не только европейской) занимают определенную рыночную долю, однако тенденция к переносу производств имеется. Например, компания «Аристо» уже к марту сумела полностью локализовать производство металлических комплектующих для гардеробных систем, и сейчас они на 100% изготавливаются на территории России. При этом, по словам генерального директора «Аристо» Сергея Шигина, выстраивая таким образом свою стратегию, компания пока делает фокус не на расширении ассортимента, а, скорее, на качественном изменении типа производства.
— Мы думаем, что в дальнейшем рынок в нашем сегменте может переформатироваться в массовые производства, специализирующиеся на индивидуальных заказах, и мы уже к этому готовы: у нас есть собственный программный продукт для проектирования мебели в салонах. И мы абсолютно уверены, что заказную мебель можно будет продавать на маркетплейсах.
На маркетплейсах можно отлично подняться и с очень ограниченным ассортиментом серийной мебели, свидетельствует пример небольшой уральской фабрики Home, основатель которой Андрей Чертовиков принял участие в круглом столе. Home работает на мебельном рынке 5 лет, четыре из которых занималась производством мебели на заказ в Ханты-Мансийске. Год назад поняли, что достигли потолка, перебрались в Екатеринбург, а несколько месяцев назад вышли на Ozon с двумя стеллажами «под ИКЕА».
— Наш стеллаж уже стал лидером продаж в разделе «стеллажи» и держит третье место среди всех изделий из ЛДСП. Мы запустили его два месяца назад, и за это время его купили 1400 раз. Сейчас мы растем по экспоненте, я думаю, в перспективе вполне реально выйти на объемы продаж в 60–80 млн рублей в месяц.
В планах компании до конца года запустить 14 моделей стеллажей, цель ставится не мелкая: получать 5 млн рублей в месяц с каждой товарной позиции. Имеющееся сейчас оборудование от Nanxing позволяет вырасти по продажам до 40 млн рублей в месяц, когда эта планка будет достигнута, будут расширять парк оборудования и внедрять автоматизацию.
Мебельные фабрики заняты внедрением новых технологий, которые дадут их продуктам дополнительные потребительские преимущества. Для компании «Лером» сейчас в приоритете покраска — новую линию планируют запустить в 2023 году, кроме того, на предприятии пока не занимаются обработкой массива и шпона из натуральной древесины.
«Диван.ру» в этом году запустили производство корпусной мебели, приобрели компетенции в обработке массива и намерены двигаться в этом направлении и дальше, приобретать новое оборудование. Осваивают УФ-печать и покраску MDF, пробуют технологии 3D-печати для изготовления ручек.
— У нас работают четыре проектные команды, мы разрабатываем и тестируем различные гипотезы, причем идем от дизайна — это помогает внедрять новые технологии, — сообщил директор фабрики Woodсraft (производственный партнер Диван.ру) Андрей Ишков.
В планах «Диван.ру» на ближайшие годы — инвестировать в автоматизацию производства индивидуализированной мебели. Цель — предлагать рынку индивидуализированные фасады и корпуса по индивидуальным размерам, под это готовится и собственное ПО, и сайт.
Поставщики оборудования подтверждают, что интерес к технологиям финишной отделки, в том числе покраски, проявляют многие мебельщики. Виталий Кривошеев, директор компании Liga Machinery, говорит, что производители мебели уделяют большое внимание технологиям, которые дают возможность сделать продукт, позволяющий отстроиться от конкурентов.
— Копирование дизайна никто не отменял, существуют общие тренды, которым все стараются следовать. С другой стороны, все понимают, что в каждой ценовой нише есть конкуренция, и надо предлагать в достаточной степени уникальный продукт.
Большой тренд — фокус на использование PUR-клеев и шлифовального оборудования. В последние два года в «Лиге» отмечают и рост спроса на прессы с избыточным давлением, на которых можно работать в различных режимах, например, делать глянцевые фасады с глубокой фрезировкой или интегрированные ручки.
Такие прессы приобретают мебельщики, работающие в разных ценовых сегментах, а не только в дорогом. К примеру, эконом-сегмент идет по пути удешевления продукта, а на прессах с избыточным давлением можно использовать очень тонкие пленки толщиной до 0,12 мм без ущерба для качества.
По словам Анатолия Титорчука из компании KAMI, сейчас в тренде мебель, требующая минимального количества фурнитуры, поэтому большим спросом пользуется оборудование для облицовки интегрированных ручек под углом 45 градусов.
— Это не бюджетный вариант, тем не менее, раньше такое оборудование предлагали только европейские производители оборудования. Теперь такое решение есть у нашего партнера — китайской машиностроительной компании Nanxing.
Проблема дефицита оборудования и запчастей потеряла свою остроту: и мебельщики, и поставщики оборудования сказали, что дефицита как такового сейчас нет, есть вопрос сроков и цены. Компания «Аристо» обратила внимание на возможность приобретения б/у оборудования в Европе.
— В той же Италии можно купить оборудование, которому год-два, и оно еще лет 10 проработает без проблем, — отметил Сергей Шигин.
Отдельная тема, которую невозможно было проигнорировать, — это уход с российского рынка «Икеа» и последствия этого события для мебельной отрасли.
В «Лероме» не рассчитывают на то, что все клиенты «Икеа» перейдут к российским мебельным фабрикам, возможно, лишь какая-то часть. Тем не менее, на 2023 год запланирован запуск производства модульных кухонь, аналогов предложения «Икеа» и «Леруа Мерлен». В новую производственную площадку инвестировали с 2018 года, сейчас там производятся мебельные корпуса. Ручной труд сведен к минимуму: производство оснащено полностью автоматизированными линиями раскроя, кромкооблицовки и присадки, установлена роботизированная упаковочная линия.
В «Аристо» произошел ощутимый рост продаж по сравнению с первым кварталом, однако в компании это связывают скорее с уходом Elfa.
А вот «Диван.ру» собирается выстраивать отношения с партнерскими мебельными фабриками по бизнес-модели «Икеа».
— Мы хотим сотрудничать с фабриками, предлагая им своего рода франшизу: мы даем им свою IT-систему, свои решения, свои закупочные условия, свои компетенции в производстве, а они делают для нас наш ассортимент. Мы видим перспективу в таком партнерстве. К примеру, на Дальнем Востоке проще найти фабрику, которая будет делать мебель по нашим условиям и с понятным ценообразованием, чем создавать там собственное производство или организовывать сложную логистику.