Жаркий спор вокруг темы плагиата разгорелся пару дней назад в нашем телеграм-канале: дизайн-просветитель Маргарита Морозова обвинила компанию Sheffilton в производстве подделок. Разумеется, реплики «икон дизайна», коими наводнен мировой мебельный рынок, никакими подделками не являются, тем более, что вызвавшая возмущение г-жи Морозовой модель стула от Sheffilton и вовсе запатентована.

А вот что такое настоящая, химически чистая подделка, показываем на примере белорусской компании Swed House, которая еще не вышла на рынок, но переполох в центральной прессе уже подняла.

СМИ, и даже вполне уважаемые, наперебой пишут о «полном аналоге IKEA», который «всерьез «намерен заменить шведского ритейлера». Накрытая пиар-лавиной общественность оказалась в итоге настолько дезориентирована, что «повелись» даже некоторые игроки мебельного рынка. Несколько крупных компаний обращались в FCP Media с просьбой дать им контакты Swed House, дабы наладить партнерские отношения.

Сразу скажем: связаться непосредственно со Swed House невозможно: организатор пиар-компании Союз Торговых Центров России, Белоруссии и Казахстана (СТЦ) никого к своим подопечным не допускает. Тем не менее кое-какую информацию об ассортименте Swed House можно почерпнуть, сходив в на страницу Swed House в интернет-магазине dg-home (принадлежит Domoff Group). Как видим, кое-какая мебель все же имеется, например, комод Rast или кресло Strandmon.

С нами согласился поговорить вице-президент СТЦ Павел Люлин, но и он в полной мере не владеет информацией о «белорусской ИКЕА». Он признал, что «полный аналог» на деле означает, что компания будет копировать ограниченный ассортимент ИКЕА и продавать его под оригинальными названиями ИКЕА, и это все.

Информация о якобы ведущихся переговорах с компаниями России и Белоруссии, ранее делавшими мебель для ИКЕА, также не соответствует действительности. Ни к кому из известных нам бывших поставщиков ИКЕА Swed House не обращалась. Вот что, к примеру, говорит Алексей Яковлев из компании «НОВУС Групп» (входила в литовско-белорусский деревообрабатывающий холдинг, более 10 лет поставляла ИКЕА корпусную мебель):

— Это выглядит, по меньшей мере, странно, поскольку с производителями мебели они не общаются. Я побывал в их единственной в Минске лавочке хозтоваров, таких лавочек в каждом городе полным-полно. Только не каждый осмеливается повесить у себя на фасаде вывеску IKEA.

Более того, в контактах с поставщиками мебели в компании, судя по всему, и не заинтересованы. Мы предложили СТЦ пригласить потенциальных поставщиков на готовящийся «закрытый завтрак» со Swed House, но энтузиазма наше предложение не вызвало. Павел Люлин пояснил, что на завтрак приглашают представителей торговых центров, кои и являются целевой аудиторией пиар-кампании. И, кажется, торговые центры поддались общему ажиотажу. Во всяком случае, это следует из публикаций в СМИ, в которых представители СТЦ утверждают, что уже получили от различных ТЦ несколько десятков заявок на размещение магазинов Swed House. Вопрос о том, имеются ли у белорусской компании ресурсы для открытия нескольких десятков магазинов также остался без ответа.

С одной стороны, нет ничего необычного в желании очередного дистрибьютора товаров для дома попытаться занять долю рынка, которую в России освободила ИКЕА. Буквально с апреля прошлого года мы наблюдаем двукратный рост новых форматов на этом рынке. Помимо новых проектов, группу товаров для дома активно усиливают и действующие компании. С другой стороны, есть опасения, что с объявленной стратегией Swed House продержится на рынке недолго: торговля подделками знаменитого бренда — бизнес-модель с весьма сомнительной эффективностью и не просматривающимися точками роста. Не станем исключать и возможные юридические последствия: старожилы помнят, что в начале 2000-х в России, как грибы, росли маленькие магазинчики, в которых торговали купленным в ИКЕА товаром, но просуществовал этот бизнес недолго: пришли представители компании и позакрывали все нелегальные торговые точки. Да, ИКЕА в России больше не работает, однако и сейчас у компании наверняка хватит ресурсов, чтобы защитить свою интеллектуальную собственность.