Пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничительные меры предсказуемо повлияли на развитие электронной коммерции в России и в мире , говорится в отчете экспертов Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Инны Лола и Мурата Бакеева. Хотя сегмент e-commerce в России рос и в предыдущие годы, его развитие сдерживали как стагнация экономики, так и неготовность потребителей совершать онлайн-покупки. Тем не менее, отрасль располагала достаточным потенциалом, позволившим ей сделать мощный рывок в условиях «новой пандемической реальности».
Самоизоляция больнее всего ударила по розничной торговле, но она же стала и главным стимулом к развитию дистанционных продаж. Так, только за I квартал 2020 года оборот Ozon вырос на 115% до 31,6 млрд руб., а в апреле оборот компании составил без малого 15 млрд. руб., или в три раза больше, чем в 2019-м.
Во II квартале в дистанционную торговлю бодро втянулись регионы. Больше всего доля онлайн-продаж увеличилась в Москве, Брянской, Владимирской, Кировской и Сахалинской областях — здесь среднее значение показателя составило 31,8%. Высокую активность продемонстрировал 21 регион (в прошлом году таких регионов было 10) — доля онлайн-продаж здесь возросла в среднем до 20,1%, а еще в 14-ти регионах со средним уровнем активности на дистанционные продажи пришлось 15,2% от общего объема. Низкий уровень активности зафиксирован в 15 регионах (средний показатель 11,4%). Самым многочисленным оказался кластер с очень низким уровнем активности (доля онлайн-продаж 7,6%) — в него вошли 25 регионов. Но это уже большой прогресс: год назад таких «отстающих» регионов было 37. Авторы отчета объясняют региональные различия в вовлеченности в онлайн-торговлю в том числе цифровым разрывом, то есть неравенством в доступе к информационным и коммуникационным технологиям.
Меняющиеся условия, в свою очередь, стимулируют интерес российских ритейлеров к IT-решениям для онлайн-торговли. Наибольшим спросом пользуются технологии для автоматизации бизнеса, обеспечения информационной безопасности, разработки мобильных приложений, облачные сервисы, ИИ и чат-боты, решения на основе анализа больших данных, а также создание веб-сайтов. Пока предложение не поспевает за спросом: у отечественных IT-компаний недостаточно компетенций для удовлетворения потребности ритейла в цифровых решениях в полном объеме, исключение составляют BigData и облачные сервисы, есть значительный потенциал для дальнейшего наращивания разработок в области мобильных приложений, информационной безопасности, ИИ и чат-ботов.
В числе новых вызовов, стоящих перед сектором электронной коммерции, авторы отчета называют цифровой разрыв, борьбу с онлайн-мошенничеством, важность которой многие компании осознали именно во время пандемии, внедрение блокчейн-решений и международную логистику, поскольку ужесточение санитарных норм уже привело к усложнению процессов трансграничной торговли.