Инфляция в России растет быстрее, чем надеялись. Граждане в попытке спасти свои сбережения станут инвестировать в физические активы, что косвенно подтверждается и высокими показателями индекса потребительской активности. Главный маркетплейс Казахстана приглашает к себе российских селлеров, а правительство Московской области в партнерстве с ведущими российскими маркетплейсами поддержит местный малый и средний бизнес. В Коми может появиться новая ОЭЗ, и ее якорный резидент намерен построить там завод MDF и мебельную фабрику, а группа «Самолет» до конца 2022 года инвестирует полмиллиарда рублей в мебель для своих строящихся объектов.
Россияне будут вкладываться в товары
Банк России повысил прогноз инфляции по итогам 2021 года с прежних 4,7–5,2% до 5,7–6,2%. По итогам августа темпы роста цен составят 6,4% год к году — таков консенсус-прогноз аналитиков. По мнению главного экономиста «Альфа-банка» Натальи Орловой, повышенная инфляция сохранится в непродовольственном сегменте. С ней согласен представитель «Промсвязьбанка» Евгений Евтюхов, который отметил, что росту цен будут способствовать высокая стоимость фрахта и удорожание топлива.
В первом полугодии фиксировался ускоренный отток денег населения с банковских вкладов: в целом по финансовому сектору показатель составил 0,8 %, но в ряде банков цифра оказалась еще выше. Основную причину аналитики видят в том, что банки не предлагают конкурентных ставок, хоть как-то соответствующих уровню инфляции, и люди чувствуют, что их деньги обесцениваются слишком быстро. На этом фоне граждане предпочитают вкладывать свои сбережения в физические активы, прежде всего, в недвижимость.
Есть версия, что следует ожидать и оживления на рынках бытовой техники и мебели: в условиях финансовой неопределенности россияне по устоявшейся привычке обычно пытаются сохранить свои деньги, приобретая товары длительного пользования. Однако мебельная розница пока не подтверждает всплеска продаж. По свидетельствам игроков, спрос в турбулентном состоянии, продажи в целом не растут, в лучшем случае сохраняются на уровне прошлого года.
Тем не менее, на неделе 9–15 августа годовые темпы роста потребительских расходов оставались на уровне выше трендовых: прирост составил +16,9% год к году, а замедление относительно предыдущей недели (+20,1%) объясняется эффектом базы, отмечают аналитики СберИндекса. Индекс потребительской активности держится на высоких отметках (79,0 пункта).
В е-коммерс открываются новые горизонты и возникают новые скандалы
Лидер казахстанского рынка e-commerce маркетплейс Kaspi.kz запустил новое направление — теперь через эту площадку могут работать и продавцы из России. Российским селлерам не потребуется открывать в Казахстане юрлицо, валютный счет или склад: площадка будет переводить деньги в рублях на расчетные счета компаний в российских банках. Для работы с российскими партнерами маркетплейс предлагает модель FBS: товары будут забираться со склада продавца, услуга доступна в 50 городах РФ. Kaspi.kz субсидирует 60–85% логистических затрат, и для большей части товарных категорий стоимость доставки от первой до последней мили составит 155 рублей.
Правительство Московской области решило поддержать местный малый и средний бизнес, страдающий из-за вызванной пандемией неопределенности и спада продаж в офлайновой рознице. С 20 августа в Подмосковье начинается прием заявок на получение субсидий для продвижения товаров через маркетплейсы. Для участия в программе отобрано 7 маркетплейсов, отвечающих следующим критериям: не менее 500 зарегистрированных на площадке продавцов, комиссия за услуги не выше 20%, наличие собственной или привлеченной службы доставки. Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области уже подписало соглашение о сотрудничестве с Ozon, на очереди Wildberries, AliExpress Россия, Яндекс.Еда, Авито, ЛеснойРесурс.рф и Ярмарка мастеров, также вошедшие в программу. Получить субсидию смогут представители малого и среднего бизнеса, а также самозанятые, зарегистрированные в Московской области. Из субсидии компенсируются комиссия маркетплейса и затраты на продвижение товаров, работ и услуг собственного производства. Максимальная сумма субсидии — 500 тысяч рублей за текущий календарный год на одного заявителя. Заявки принимаются на Портале государственных и муниципальных услуг Московской области до 18 сентября 2021 года.
В Wildberries снова спровоцировали конфликт, на этот раз не с селлерами, а с международными платежными системами. С 16 августа макретплейс ввел новые ценовые условия, в соответствии с которыми при оплате покупок через отечественные платежные системы — карты «Мир», Систему быстрых платежей и SberPay цены на товары оказываются ниже за счет низких комиссий за обработку транзакций. Новыми правилами ожидаемо возмутились Visa и Mastercard, они считают это дискриминацией держателей своих карт, для которых все товары автоматически становятся на 2% дороже.
В Wildberries обвинения в попытке дискриминировать клиентов международных платежных систем отвергают, объясняя свои действия заботой о покупателях, которые теперь получают возможность экономить. Объяснение выглядит так себе, если принять во внимание популярность Visa и Master Card в России. Несмотря на то, что карта «Мир» есть у 42% населения России, ее держатели тратят меньше, чем клиенты международных платежных систем. По данным Банка России, в 2020-м году доля «Мира» в общем объеме операций с картами внутри страны составила 24%, остальная доля рынка приходится в основном на Master Card и Visa. В ФАС и в Роспотребнадзоре нарушений в действиях WB не усмотрели. В ФАС говорят, что у ведомства нет данных о доминировании площадки на рынке, а Роспотребнадзор заявил, что маркетплейсы имеют право предоставлять покупателям скидку при оплате тем или иным платежным инструментом. Меж тем сетевое сообщество заметило, что это заявление противоречит ст. 16.1 п. 4 «Закона о защите прав потребителей», где говорится, что «при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов».
Рынок мебели: новые концепции и новые производства
На прошлой неделе в центре внимания вновь оказалась ИКЕА, представившая инновационный концепт-стор «Домашний опыт завтрашнего дня». Новая концепция тестируется в Шанхае, и здесь все отличается от привычного формата гипермаркетов ИКЕА. Прежде всего, здесь нет строго установленного маршрута, вместо него — сочетание «активных» зон, где посетители смогут не только выбирать мебель, но и участвовать в совместных мероприятиях, таких как семинары по дизайну, занятия йогой и кулинарные мастер-классы, и зон отдыха, где можно будет посидеть в тишине и расслабиться. Для легкой навигации по магазину вместо указателей будут использоваться различные цвета — так посетители смогут быстро найти нужную зону. В магазине будет работать центр поддержки, где посетители под руководством экспертов смогут получить навыки сборки и ремонта мебели и даже разработать собственные проекты. Если новый формат признают успешным, он будет масштабирован на другие рынки уже в следующем году.
В Республике Коми может быть создана особая экономическая зона «Север», этот вопрос сейчас прорабатывается Минэкономразвития совместно с региональным правительством. Под будущую ОЭЗ может быть выделено около 800 гектаров. Якорным резидентом выступит одно из крупнейших в регионе лесозаготовительных предприятий — ООО «Лузалес» — с проектом завода по производству MDF. Кроме того, предполагается, что на территории ОЭЗ «Север» будет построена мебельная фабрика. Компания «Лузалес» планирует инвестировать в проекты не менее 32 млрд рублей и создать свыше 1000 рабочих мест.
Ульяновская фабрика мягкой мебели «Волжская мебельная мануфактура» собирается до конца года увеличить выпуск диванов в 1,5 раза. Компания уже месяц участвует в национальном проекте «Производительность труда» и за это время, по словам исполнительного директора Дмитрия Замашкина, уже удалось достичь первых результатов. Столь радикально повысить эффективность производства «ВММ» планирует за счет внедрения принципов бережливого производства, в частности, за счет сокращения маршрута от склада сырья до склада готовой продукции с 4 км до 700 метров. Компания работает на рынке с 2016 года и в настоящее время выпускает около 10,5 тысяч диванов в год. Помимо мягкой мебели, на фабрике производятся изделия для сада и дачи.
Группа «Самолет» продолжает расширять предложение квартир с меблировкой: в первом полугодии объем реализуемых лотов, укомплектованных кухонной мебелью, превысил 60%, и теперь девелопер собирается дополнить проекты готовыми системами хранения. Концепция дизайна кухонной мебели и систем хранения разрабатывалась совместно с компанией Rerooms. Мебель будет изготавливаться на производственных площадках партнеров, располагающих мощностями, достаточными для изготовления больших объемов заказов. До конца следующего года «Самолет» намерен инвестировать в кухни и гардеробные для своих объектов около 0,5 млрд рублей.