Итого: понедельник — 28.06.2021

Обязательная вакцинация, локдауны, ограничения, QR-коды — в потоке этих новостей мы жили всю прошлую неделю и будем жить еще долго. Однако за пределами пандемии COVID-19 жизнь тоже богата событиями: Mr. Doors и «Аскона» попали в рейтинг Forbes самых выгодных франшиз 2021, ИКЕА отбивается от ФТС и подумывает открыть магазин в Ижевске, «Первая мебельная» уверенно осваивает рынок мебели для медучреждений, а российские потребители настолько полюбили качественный сервис, что ставят его выше цены товара.

Хроники обязательной вакцинации

Вакцинация здоровая Москва

Все идет к тому, что рано или поздно обязательную вакцинацию введут во всей России. На прошлой неделе она действовала уже в 12 регионах: Москве, Московской, Ленинградской, Тверской, Мурманской, Калининградской, Тульской и Нижегородской областях, в Кузбассе, Краснодарском крае, на Сахалине и в Ненецком автономном округе. С 28 июня обязательная вакцинация вводится еще в восьми субъектах Федерации, об этом сообщила глава Роспотребнадзора Анна Попова, правда, она не сказала, в каких именно.

Министр труда и соцзащиты Антон Котяков тоже сделал заявление, пояснив, что работодатель не может уволить непривитого сотрудника, но вправе отстранить его от работы без сохранения заработной платы на период действия обязательной вакцинации. Действительно, антипрививочников среди россиян непропорционально много, и в такой ситуации репрессии могут показаться самым простым способом решить проблему, но лучше действовать не силовыми методами, а просвещением, например, так, как предлагает Максим Валецкий (который, кстати, сам привился, и большой молодец!).

Большинство предпринимателей Москвы и Подмосковья выступают за добровольную вакцинацию: 52,8% участников опроса медиагруппы «Актион-МЦФЭР» не одобряют инициативу властей Московского региона обязать привиться не менее 60% сотрудников. Тем не менее, 57,5% респондентов собираются выполнить указ мэра Собянина, а 29,3% будут искать способы уклониться, при этом готовы пойти на риски юридической и финансовой ответственности. Поощрять вакцинировавшихся сотрудников собираются только 11%, а мотивировать персонал личным примером намерены только 13,2% работодателей (возможно, это одни и те же люди). Не собираются вакцинироваться сами, но отправят на вакцинацию сотрудников 27,9% руководителей (!). Опцию покупки поддельных сертификатов всерьез рассматривают 6,2%, примерно столько же (6,7%) хотели бы, но боятся последствий (и правильно делают, это уголовное преступление, за которое можно получить до 3-х лет тюрьмы).

Локдауны и ограничения

Снова локдаун

Бурятия стала первым российским регионом, где вновь ввели локдаун. Ограничительные меры будут действовать с 27 июня по 11 июля — в этот период под запретом будет деятельность всех предприятий, за исключением продуктовых магазинов и аптек. По информации от местных властей, локдаун введен из-за ухудшения эпидобстановки в регионе, продолжающегося уже 5 недель подряд.

В Москве полный локдаун не вводят (пока?), но 25 июня мэр Сергей Собянин издал указ, обязывающий все организации перевести на удаленку не менее 30% сотрудников, а с 28 июня начинает действовать нашумевшая мера по «отделению агнцев от козлищ» в столичном общепите, куда будут пускать только привитых вакциной, зарегистрированной в РФ, и только по QR-коду. Всем остальным, желающим посетить кафе или ресторан в Москве, придется сдавать ПЦР-тест.

Что до фудкортов в столичных ТЦ, то 28 июня они возобновят работу в режиме COVID-free. Вкратце условия следующие: 60% сотрудников должны быть вакцинированы, зона фудкорта огорожена, у посетителей будут проверять наличие QR-кода, справки с результатами ПЦР-теста или справки о наличии антител. Фудкорты, которые по тем или иным причинам не смогут выполнить эти требования, получат право работать только навынос или в режиме доставки. Проверки начнутся с 8 июля.

Между тем, закрытие фудкортов в торговых центрах ощутимо бьет по ритейлу. С 12-го по 14 июня, сообщает компания Watcom Group, Shopping Index в столичных моллах упал на 9,7% по сравнению с показателем, полученным неделей ранее. Аналитики считают, что снижение покупательского потока напрямую связано с закрытием фудкортов и детских развлекательных центров, обеспечивающих 25–30% всего трафика.

А ритейл уже вовсю обсуждает возможность введения QR-кодов и для посещения торговых центров. В этом случае, считает управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский, трафик может упасть на 80%, а работа ТЦ будет более затратной, чем при полном локдауне. Руководитель департамента торговли и услуг столицы Алексей Немерюк уверяет, что московские власти пока такого не планируют, но ключевое слово здесь «пока». В эфире «Москва 24» он сказал буквально следующее: «Пока таких решений нет, будем наблюдать».

И в завершение темы немного статистики от Роспотребнадзора. С начала года в Москве было проведено 8 тысяч проверок, за нарушения санитарно-эпидемиологических правил оштрафованы 2124 юрлиц, ИП и должностных лиц на общую сумму 50,2 млн. рублей, приостановлена деятельность 229 объектов, в том числе 65 предприятий торговли.

Мебельный ритейл в историях преодоления

Mr.Doors

В рейтинге Forbes «30 самых выгодных франшиз 2021» Mr.Doors обогнал «Аскону», пишет на своей странице в Facebook Роман Ершов: Mr. Doors заняла 7-ю строчку, тогда как «Аскона» — 9-ю.

Одним из главных ньюсмейкеров прошедшей недели вновь стала ИКЕА. У компании две новости — хорошая и плохая, начнем с плохой. ФТС открыла против российского филиала административное дело в связи с предполагаемым уходом от оплаты таможенных пошлин на сумму свыше 1 млрд. рублей. По информации агентства Bloomberg, ФТС открыло против шведского ритейлера дело еще в прошлом году, обвинив ИКЕА в занижении стоимости лицензионных платежей в период 2017–2020 гг., однако прежде об этом не сообщалось. В компании подтвердили факт получения акта камеральной таможенной проверки, но добавили, что с предварительными выводами ФТС не согласны и в настоящее время ожидают полной и объективной оценки доводов ООО «Икеа торг», изложенных в поданном возражении. Bloomberg пишет, что обвинения против ИКЕА, аналогичные выдвинутым в 2020 году против H&M и вылившимся в уголовное дело, подтверждают репутацию России как непредсказуемого для инвесторов рынка. В прошлом году на фоне пандемии COVID-19 прямые иностранные инвестиции в российскую экономику упали на 70%, до 9,7 млрд. долларов.

IKEA

Хорошая новость в том, что ИКЕА готова рассмотреть возможность выхода на рынок Удмуртии, об этом во время встречи на ПМЭФ договорились глава ИКЕА Россия Понтус Эрнтелл и власти региона. Если магазин ИКЕА будет открыт в Ижевске, то, скорее всего, в формате дизайн-студии. Помимо этого, обсуждалась возможность размещения заказов на местных мебельных фабриках.

«Первая мебельная фабрика» развивает производство мебели и дверей для медицинских учреждений: в прошлом году из-за пандемии и взрывного спроса на мебель медицинского назначения этот сегмент выделили в отдельное направление. На прошлой неделе компания отчиталась об успехах: в 2020-м году на эту продукцию пришлось около 10% корпоративного портфеля заказов, в том числе благодаря нескольким тендерам на общую сумму более 150 млн. рублей.

Чего хотят потребители

Компания SAS провела исследование потребительского поведения в регионе CEMEA (Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка). Оказалось, что россияне ставят на первое место удобство (63%), а низкая цена приоритетна для 59% респондентов. В среднем по региону главным критерием в пользу совершения покупки остается цена (60%), а удобство — на втором месте. Россияне к тому же менее склонны прощать брендам ошибки, чем жители других регионов: 52% опрошенных уйдут к конкурентам после одного-двух факапов бренда (в среднем по CEMEA этот показатель 47%). Несмотря на это, появление вакцины в меньшей степени влияет на решение россиян тратить больше (13% против 20% по CEMEA), пандемия навсегда изменила покупательское поведение 62% наших соотечественников, а 29% сказали, что продолжат использовать больше цифровых сервисов.