Итого: понедельник - 26.04.2021

Стране внезапно подарили длинные выходные, АМДПР предупреждает о росте цен на мебель, выставка Interzum резко меняет концепцию и уходит в pure online, а федеральные ритейлеры все шире раскидывают свои сети.

Раздача слонов без материализации духов

Главным официальным событием прошедшей недели стало очередное обращение президента Владимира Путина к Федеральному собранию. Тревожные ожидания не оправдались: обращение прошло, как принято говорить, «в штатном режиме», мультиков с ракетами и кузькиной матерью не было, напротив, все было спокойно и мирно. Малый и средний бизнес заверили в том, что размер страховых взносов пересматривать не будут, и пообещали всячески его поддержать уже совсем скоро, анонсировали единовременные выплаты в 10 тысяч рублей всем семьям с детьми школьного возраста и ежемесячные в 5 650 рублей неполным семьям с детьми в возрасте от 8 до 16 лет. Рассчитываем, что какую-то часть этих денег россияне потратят на обустройство жилья и покупку мебели. Определенный оптимизм внушает и распоряжение выделить 24 млрд. рублей на обновление очагов культуры в селах и малых городах — музеям, библиотекам и домам культуры наверняка понадобится и новая мебель.

Но в пятницу, когда все уже с облегчением выдохнули и разошлись по рабочим местам, последовал Указ президента № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года». По многочисленным просьбам депутатов и сенаторов первую декаду мая объявили нерабочей, и тут всех накрыло дежавю. Кажется, такое уже было примерно год назад: нерабочие дни с сохранением заработной платы.

Одним словом, бизнес опять застали врасплох: объявили банкет за счет работодателей, к тому же всего за неделю до намеченной даты. Многие предприниматели уже сказали, что государственная щедрость за чужой счет обернется для них серьезными убытками.

В группе FCP Media даже вынесло в топ обсуждений опрос прошлогодней давности «Во что вашему бизнесу обойдётся нерабочая неделя».

«45 отозванных заявлений на отпуска на майские. Предвидим проблемы с отменой доставок и установок, а на складе готовой продукции места нет. Будем как-то маневрировать», — пишет председатель совета директоров Mr.Doors Максим Валецкий.

«Аналогично! — отвечает ему вице-президент „Тополь Групп“ Никита Семенов. — И ещё половину месячной выручки потеряем, как пить дать!»

«Оценить ущерб бизнеса от этого решения пока сложно, но, я думаю, он будет исчисляться сотнями миллиардов рублей. По уму компенсация от государства какая-то должна быть, но, зная политику наших властей, никаких компенсаций не будет. Все возложат на работодателя», — резюмировал Павел Сигал, первый вице-президент «Опоры «России» и совладелец банка «Автоградбанк» в комментарии изданию The Bell.

Портал 1C.ИТС объясняет, что можно сделать в этой ситуации.

Последний бастион пал

Выставка материалов и комплектующих для мебели Interzum, которая буквально до последнего держалась за офлайн-формат, под давлением обстоятельств непреодолимой силы была вынуждена сдаться и объявила, что пройдет только в онлайн-формате. Причина всё та же — пандемия коронавируса. Тем не менее, уверяют организаторы, платформа interzum@home предоставляет отличную возможность как для дистанционного посещения и знакомства с новинками, так и для общения с партнерами: с 4 по 7 мая будут функционировать виртуальные кафе, площадки для нетворкинга и всевозможные круглые столы. Подключайтесь и погружайтесь!

24 мая на специальной онлайн платформе стартует Meble Polska. Деловые онлайн-встречи будут назначаться при помощи ИИ-технологий. После регистрации участников специальное приложение порекомендует потенциальных собеседников и сохранит встречи в календаре, синхронизированном с Google и Outlook.

Ажиотажного спроса на мебель не будет

АДМПР обнародовала оперативные статистические данные, согласно которым в 2020 году продажи мебели в России остались на уровне предыдущего года, составив 539,6 млрд рублей. В общем объеме продаж доля импортной мебели достигла 42,1%, что является рекордным падением, отмечают в Ассоциации: этот показатель никогда не опускался ниже 47%, за исключением 2000-го года, когда доля импорта составила 38%.

Объемы производства российской мебели выросли в денежном выражении на 6,8% и достигли 226,3 млрд. рублей, а в натуральном прирост составил 15,2%. При этом средний чек сократился на 15-20%, что президент АМДПР Александр Шестаков объясняет снижением доходов населения и, как следствие, тем, что люди, хоть и стали покупать больше мебели, но мебель эта была преимущественно дешевой.

Перераспределения долей товарных групп в прошлом году не произошло: традиционно наибольшим спросом пользовались мягкая (20%) и кухонная (17%) мебель. Объемы производства бытовой корпусной мебели сократились с 28,5% (2019 год) до 25% (2020 год), производство мебели для сидения увеличилось на 2%.

В прошлом году российские мебельщики экспортировали продукции на $437,6 млн (+1,4% к 2019-му году).

В АМДПР считают, что в 2021 году не следует ожидать такого ажиотажного спроса на мебель, какой был во второй половине прошлого года, кроме того, из-за роста цен на большинство материалов и комплектующих сложились предпосылки для повышения цен и на готовую мебель, но повышение это будет небольшим, в пределах 5-7%.

Весна — время инвестировать

Компания «Свеза» планирует приступить к созданию новых и модернизации действующих предприятий в Вологодской области. Общий объем инвестиций составит 8,6 млрд. рублей. В рамках инвестпроекта будет построен лесопильный завод по выпуску сухих пиломатериалов и топливных гранул, кроме того, будут увеличены мощности фанерного завода. Модернизация фанерного производства, которую планируется завершить в этом году, позволит увеличить годовые объемы выпуска и поставок на экспорт до 200 тысяч кубических метров. Попадет ли часть продукции на внутренний рынок, и если да, то какая, не уточняется.

Руководство ОЭЗ «Моглино» (Псковская область) заключило соглашение с компанией «Вудлайн» о реализации инвестпроекта по созданию безотходного производства полного цикла по выпуску продукции деревообработки, включая мебельные заготовки и мебельный щит. Объем инвестиций в проект составит около 200 млн. рублей.

Петрозаводская компания «Русский лесной альянс» планирует расширить мощности по производству мебели из массива сосны, но для этого требуется решить проблему с арендой нового земельного участка, расположенного в районе Томицы и находящегося в ведении Минобороны. Глава Карелии Артур Парфенчиков рассчитывает, что вопрос удастся решить в ближайшие пару месяцев. Сейчас компания завершает модернизацию мебельного цеха на имеющейся производственной площадке и уже в этом году собирается выйти на рынки Скандинавии и стран Балтии, открыть первый фирменный магазин в Санкт-Петербурге и второй — в Петрозаводске.

Праздники — делу не помеха

Между тем, на карте России появляются новые мебельные точки. Hoff расширяет свое присутствие в Перми. Первый магазин сети появился в новом ТРЦ «Планета», открытие которого состоялось 22 апреля, а осенью планируется открыть второй магазин площадью 12 тыс. кв. м в ТРК «СпешиLove».

Jysk выполняет намеченные планы по развитию сети розничных магазинов: пятый магазин открывается 29 апреля в Зеленограде, в ТРЦ «Зеленопарк». В честь открытия объявлена неделя невероятных скидок и подарков первым тремстам покупателям.

Во Владимире появится новый гипермаркет «Леруа Мерлен». Магазин будет построен недалеко от гипермаркета «Глобус», точные сроки начала строительства пока неизвестны. Компания планировала прийти во Владимир еще в 2016-м году, но местные ритейлеры стройматериалов образовали ассоциацию и обратились к тогдашнему губернатору Владимирской области Светлане Орловой с просьбой не губить их бизнес.

Мебельщики продолжают обживать «Кубатуру» — гигантский специализированный молл, недавно открывшийся в Санкт-Петербурге. На прошлой неделе там открылось сразу две площадки: «Мебель Москва» и флагманский салон производителя товаров для сна «Армос». В последнем для покупателей устроили настоящий праздник с кофе, печеньками и лекцией врача-сомнолога. Как сообщают в самом «Армосе», в перспективе — сделать площадку в «Кубатуре» центром консультирования по вопросам здорового сна, открыть лекторий и библиотеку. Мы будем наблюдать за этим проектом.

На прошлой неделе калининградский ритейлер «Формула Уюта», владеющий мебельным гипермаркетом Big Boxx, разыграл в прямом эфире однокомнатную квартиру с ремонтом и меблировкой. Событие переносилось несколько раз из-за пандемийных ограничений, но в итоге прошло в модном гибридном формате.