Минфин сожалеет, что поторопился отменить налог на движимое имущество юрлиц, трафик в российских торговых центрах может восстановиться до докризисных уровней к концу года, если не вмешается третья волна пандемии, а Google Maps улучшает жизнь посетителей ТЦ, но пока только в США.

Злые федералы и добрые регионалы

Налог на движимое имущество юридических лиц, отмененный в 2019-м году, не дает покоя властям. Глава направления «Налоговая политика» Центра стратегических разработок Левон Айрапетян заявил РИА Новости о том, что «дискуссия по вопросу необходимости возврата движимого имущества в объект налогообложения налогом на имущество организаций при одновременном снижении текущей налоговой ставки поднимается как Минфином, так и бизнесом». Правда, Минфин устами своей пресс-службы ранее заверял, что решений о возврате налога не принималось, однако подтвердил, что вопрос будет прорабатываться ведомством.

Мэрия Москвы, напротив, предлагает финансовую поддержку малому и среднему бизнесу. Столичные власти готовы возместить до 50% затрат на контекстную рекламу в «Яндекс.Директе» и Google Ads, а также таргетированную рекламу в «ВКонтакте», MyTarget, Facebook и Instagram. Максимальный размер выплат — 700 тысяч рублей, но не более 50% от суммарных затрат. Предприниматели, желающие получить компенсацию, должны подать заявку до 30 апреля.

Что нового в e-commerce?

Сбербанк приобретает 85% доли маркетплейса goods.ru — соответствующее обязывающее соглашение подписали банк, «М.Видео-Эльдорадо» и основатель goods.ru Александр Тынкован. В настоящее время «М.Видео-Эльдорадо» владеет 80% доли. Дела у маркетплейса обстоят не лучшим образом: по итогам 2019-го года убыток составил 2,444 млрд. рублей, а в 2020-м — 3,085 млрд. рублей. Сбербанк покупает долю в goods.ru за 4 млрд. рублей и планирует вложить в развитие маркетплейса около 30 млрд. рублей. Сбербанк ставит перед собой амбициозную цель превратить убыточную площадку в одного из ключевых игроков на рынке российского e-commerce. Сделка должна быть закрыта во втором квартале этого года.

Ozon с 1 апреля в обязательном порядке подключает всем своим продавцам чат с покупателями. В маркетплейсе считают, что новый сервис позволит улучшить клиентский опыт и увеличить продажи: оперативные ответы на вопросы покупателей помогут им принять решение о покупке, кроме того, у продавца появится возможность предложить сопутствующие товары. Еще один плюс нового сервиса в том, что в ходе общения с покупателями селлеры смогут подправить карточки товаров.

Google Maps представил инструмент навигации в помещениях, разработанный на базе AR-технологии Live View, позволяющий ориентироваться в аэропортах, транзитных станциях и крупных торговых центрах — посетителям последних Live View покажет, на каком этаже находится нужный магазин и как туда быстрее добраться. Сервис доступен пользователям мобильных устройств на базе iOS и Android, но пока только в нескольких крупных городах США, правда, уже в ближайшие месяцы география будет расширяться, и Live View можно будет пользоваться также в Токио и в Цюрихе.

Трафик в столичных ТЦ восстановится, если не вмешается третья волна пандемии

Для рынка торговой недвижимости прошлый год стал худшим за последнее десятилетие: в общей сложности было введено в строй 604 тыс. кв. м торговых площадей, почти половина (45%) пришлась на московский регион, а доля Санкт-Петербурга составила 17%. В этом году, прогнозируют эксперты агентства недвижимости Knight Frank, на рынок будет выведено примерно такое же количество торговых площадей, как и в 2020-м, хотя к открытию заявлено свыше 1 млн. кв. м. При этом новое предложение качественных ТЦ увеличилось по сравнению с прошлым годом на 80%.

Что касается посещаемости торговых центров, то в Москве она сейчас отстает от докризисных уровней на 20-25%, но к концу года должна достичь уровня 90-95% от 2019-го, считают аналитики Cushman & Wakefield. В своих прогнозах они делают ставку на вакцинацию и ослабление страха заразиться, но на сегодня ожидания аналитиков выглядят чересчур радужными: с начала года в России вакцинировались всего 3% граждан. В Санкт-Петербурге трафик в торговых центрах упал на 18%, и здесь, полагают эксперты, период восстановления будет более затяжным, чем в Москве: к докризисным показателям северная столица может вернуться не раньше весны 2022 года. Судя по всему, в регионах ситуация с покупательским трафиком примерно такая же, как в столицах, в частности, в Екатеринбурге он снизился на 20%, а в Челябинске — на 27,3%.

Все надежды на восстановление офлайновой активности покупателей может разбить третья волна пандемии, о скором наступлении которой предупреждает Минздрав РФ. По словам замглавы ведомства Татьяны Семеновой, на это указывают темпы роста числа заразившихся коронавирусом. Сервис «Сбериндекс» с помощью математической модели спрогнозировал двукратный рост заболеваемости к середине апреля. Правда, практически сразу и глава Минздрава Михаил Мурашко, и пресс-служба Сбербанка сообщили, что говорить о третьей волне пока рано, и вообще, это только теория и не надо паниковать, но эти синхронные опровержения выглядят подозрительно и доверия не внушают. Поэтому берем заботу о собственном здоровье в свои руки и идем вакцинироваться.

Кто в офлайн, кто — в онлайн

В Екатеринбурге вскоре откроется новый ТРЦ Veer Mall — общая площадь торгового комплекса составит 167 тыс. кв. м, он станет одним из самых крупных в регионе. На двух этажах торгового центра разместятся 150 магазинов, будет представлен и мебельно-интерьерный сегмент. Пока нет официальных объявлений о том, какие мебельные бренды будут представлены в Veer Mall, но «Аскона» и «Орматек» уже набирают продавцов-консультантов и администраторов.

«Леруа Мерлен» притормаживает офлайн-продвижение в России: если раньше федеральный сетевой ритейлер открывал ежегодно по 20 торговых точек, то теперь планирует ограничиться пятью-восемью новыми объектами. Сейчас «Леруа Мерлен» разрабатывает новые форматы, адаптированные под e-commerce и сегмент B2B. По словам замглавы «Леруа Мерлен» в России Марины Фытовой, в компании ожидают, что доля онлайн-продаж достигнет 10% в товарообороте, причем этот показатель рассматривается в качестве краткосрочной цели, а в дальнейшем доля онлайна будет расти.

И под занавес прошедшей недели в гигантском питерском ТЦ «Кубатура», который в неспешном режиме набирает мебельных и строительно-отделочных арендаторов, открылся первый целевой «якорь» — Hoff. Это третий гипермаркет в Северной столице и 51-й — в сети. До конца года компания намеревается открыть торговые площадки в Перми, Челябинске, Тольятти и Ижевске.