Пока власти европейских стран развлекают своих граждан локдаунами, наше правительство, следуя заветам классика, продолжает держать народ в состоянии постоянного изумления. Итак, чем нас «порадовали» на прошлой неделе.
Дела государственные
В Минэкономразвития предложили изменить закон о банкротстве, но предлагаемые новые правила не нравятся никому, кроме их разработчика. По мнению бизнес-сообщества, юристов и даже банков, главным бенефициаром нововведений (в случае их принятия) станет налоговая служба: ФНС сможет через суд получить преимущественное право на залог банкрота. Кроме того, Минэк предлагает отказаться от наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления, взамен предусматривается ликвидация компании за год или реструктуризация долгов, на которую отводится четыре года. Решающее слово в судьбе компании будет за кредиторами: компания-банкрот сможет принимать участие в разработке плана ликвидации или реструктуризации, но суд может отклонить предложения компании. Арбитражных управляющих предлагается выбирать из общего списка управляющих рандомным образом с помощью компьютерной программы. Критики законопроекта отмечают, что ряд его положений нарушает баланс интересов должников и кредиторов, а в некоторых случаях может привести к столкновению интересов налоговой и банков.
Внезапно возник непонятный шорох вокруг ИП. В частности, Институт экономики роста им. Столыпина предложил ликвидировать ИП как форму собственности, что закономерно вызвало панику в рядах бизнес-сообщества. Председатель наблюдательного совета института и по совместительству бизнес-омбудсмен Борис Титов провел сеанс психотерапии, заявив, что в ближайшие годы на ИП покушаться не будут, хотя вопросы с налогообложением есть. Пока расходимся, но не расслабляемся: жизнь нас учит, что идеи подобного рода, раз посетив чиновничьи головы, остаются там надолго.
Жилье и около
ЦБ выступил против продления программы льготной ипотеки. С одной стороны, благодаря программе случилось оживление на рынке недвижимости, с другой — резко выросли цены на жилье. В Москве, например, новостройки подорожали за год на 21%, а в Якутске, где действует программа «Дальневосточная ипотека» по ставке 2%, так и вовсе на 40%. В результате главная цель так и не была достигнута — жилье в России не стало более доступным (ипотеку берут, главным образом, в инвестиционных целях), а продление программы, считают в ЦБ, может привести к надуванию ипотечного «пузыря» и избыточным рискам на рынке. Эксперты полагают, что программу можно было бы сохранить в отдельных регионах, но никак не в Москве и в мегаполисах.
Тем временем «Сбер» вычислил расходы россиян на ремонт квартир во время пандемии. Лидирует, как обычно, Москва и Санкт-Петербург, где ремонт сделало по 11% семей. Каждая 12-я российская семья в 2020 году сделала в квартире ремонт, потратив на него в среднем 265 тыс. руб. Исследование показало, что больше всех — 364 тыс. руб. — на ремонт потратили жители Тюмени. За ними следуют петербуржцы (327 тыс. руб.), краснодарцы (318 тыс. руб.), воронежцы (295 тыс. руб.), москвичи (292 тыс. руб.) и казанцы (287 тыс. руб.).
С сенсационной новостью о запуске производства мебели под собственным брендом выступила в конце прошлой недели девелоперская компания ПИК — крупнейший в России застройщик, занимающий самую большую долю в сегменте жилья эконом-класса. Девелопер собирается оснащать квартиры кухнями и встроенной мебелью для прихожей, в ближайшее время планируется реализовать 13 проектов в Москве и Московской области, в будущем не исключено расширение программы и на другие регионы России. ПИК сообщает, что в настоящее время годовые объемы производства составляют 23 тысячи кухонь и 20 тысяч комплектов систем хранения, правда, не очень понятно, изготавливается ли мебель на собственных мощностях компании или заказы размещаются на сторонних фабриках. В ближайшее время мы постараемся это выяснить и вернемся с подробностями. Пока ясно только одно: если вслед за ПИКом и другие девелоперы сочтут формат выгодным для себя, это может привести к серьезным изменениям на мебельном рынке.
Суета вокруг плиты
На прошлой неделе мы с изумлением следили за тем, как Минпромторг «переобувается» на ходу: в конце прошлого года ведомство уверяло всех, что дефицит ДСП на российском рынке — явление сезонное, и прекратится уже в январе 2021-го. Прогнозы Минпромторга не сбылись, дефицит как был, так и остался, а цены на ДСП растут, как на дрожжах, намного превышая официальный уровень инфляции в 6%. После того, как бизнес-сообщества и мебельные фабрики начали писать во все инстанции, игнорировать проблему стало уже невозможно, к тому же и от правительства поступило поручение разобраться. В Минпромторге были вынуждены признать, что дефицит плиты есть, и предложили решить вопрос привычным способом, а именно: временно ограничить или вовсе запретить экспорт этой продукции. Отраслевые эксперты, с которыми нам удалось поговорить, считают, что корень зла не в росте экспорта, а в монополизации российского плитного рынка, позволяющей производителям плит диктовать условия и цены.
Меж тем, портал Lenta.ru, известный в свое время своим пристрастием к инфернальным заголовкам, подсобрал все, что с подачи АМДПР писалось в последнее время о ситуации на рынке древесных плит и о засилье «черных мебельщиков» с их некачественной продукцией, и сделал неожиданный вывод о том, что 40% российской мебели опасно для здоровья. Убойную новость мигом перепечатали многие интернет-издания; правда, после того, как АМДПР с ними связалась и объяснила, что информация не соответствует действительности, они (за исключением Lenta.ru) согласились убрать материал со своих страниц, но Google помнит всё.
Релизы и анонсы
На прошлой неделе «Коммерсант» поделился новостью: «Леруа Мерлен» отказалась от развития небольших магазинов в пределах МКАД, существующие точки будут закрыты до конца этого года. В компании планируют сосредоточиться на b2b-сегменте и развитии онлайн-торговли. Как раз о последнем в подробностях мы поговорили с Семеном Аббакумовым — Performance Leader Online компании «Леруа Мерлен Восток». Ожидайте репортажа уже на этой неделе.
Компания «Манн Групп» выводит на рынок новый продукт — линейку столов под брендом «Столманн». Новинка уже прошла успешное тестирование на калининградском мебельном рынке, следующий шаг — выход на рынок федеральный.
Съемочная группа FCP Media побывала в новом концепт-сторе Askona Life Group до его официального открытия, чтобы узнать про главные «фишки» уникального для России торгового формата. Переходите по ссылке на наш YouTube-канал.
Несмотря на постепенное смягчение режима ограничений, отрасль продолжает работать в условиях пандемии, что сказывается на планах ритейлеров. По-прежнему запрещены крупные ивенты, из-за чего ритейлеры вынуждены корректировать даты и форматы проведения своих промо-мероприятий. Так, например, калининградский мебельный гипермаркет BigBoxx перенёс свой главный ивент первого полугодия (розыгрыш квартиры) с февраля на апрель.