Итого: понедельник - 18.01.2021

Первая послепраздничная неделя оказалась насыщенной самыми разными событиями и показала, что у отрасли нет времени на раскачку.

Волнения в мебельном сообществе

Началось все с народных волнений в крупном отраслевом телеграм-чате «ТОП-мебельщик в МИРе» (сейчас в нём числится 1480 человек). Некоторые из активных участников решили, что АМДПР выступила с инициативой введения маркировки мебельной продукции, что вызвало близкую к панике реакцию. Опасения участников были не так чтобы необоснованными: маркировка ударила бы, в первую очередь, по малому и среднему бизнесу. Впрочем, все слухи оперативно опровергла сама АМДПР. В чате появился гендиректор ассоциации Тимур Иртуганов и заверил публику, что планов таких нет, но есть другие: усилить контроль за нелегальным производством. Как, кем и за кем будет осуществляться контроль, пока неясно: сначала пройдут консультации в Минпромторге, потом будет создана совместная рабочая группа из представителей АМДПР и министерства, и только тогда начнется мозговой штурм.

Маркировка и контроль — не единственные волнительные для мебельщиков темы. Не меньше дискуссий породила и замена ЕНВД на патент для ИП. Тут пока больше вопросов, чем ответов; будем разбираться, чего в этом нововведении больше минусов или плюсов (и есть ли плюсы) и чем это грозит отрасли.

Активные праздники

Мебельный ритейл тоже вошел в новый 2021-й год решительно и бодро: первые десять дней продолжался высокий сезон. Людям быстро надоедает сидеть дома и есть «оливье», им хочется движухи, а где ее найти, если не в торговых центрах? В мебельных магазинах отличный трафик, об этом нам рассказали и арендаторы «Гранда» (а это все крупные федеральные игроки), и наш добрый партнер из Краснодара — Peretz Consulting . На Юге России трафик с 1 по 10 января вырос в среднем на 13%, а выручка — на 33% (год к году). Всплеск интереса к мебели и товарам для дома подтверждает и Индекс потребительской активности от Сбера: на 4 января 2021 рост продаж в этих категориях товаров вырос на 12,4% год к году.

Кухни Кук

В последний праздничный день «Кухни Кук» открыли второй салон в московском ТЦ «Румянцево» на Киевском шоссе, а на февраль у компании и вовсе грандиозные планы: открыть салоны сразу в трех городах — Хабаровске, Якутске и в Иркутске. Готовят новые проекты и фурнитурщики: в марте Hettich обещает порадовать мебельщиков уникальной гибридной площадкой HettichXperiencedays (Дни Hettich) — через этот портал можно будет попадать в немецкий шоу-рум компании, не выходя из дома.

Кому пандемия, а кому рост экономики

В соседней Европе, тем временем, продолжаются локдауны. В Австрии карантин продлили до 7 февраля. Там все жестко: круглосуточная самоизоляция, выход из дома только по уважительным причинам (к уважительным причинам относятся не только поход за продуктами, но и прогулки). В Великобритании локдаун медленно, но верно расползается по стране: в конце декабря прошлого года были введены карантинные ограничения в Уэльсе и Северной Ирландии, а в начале 2021-го — и в Шотландии. На этом фоне британский бизнес требует от правительства увеличить финансовую помощь.

Недовольны объемом государственной поддержки и в Германии, причем, ситуация, судя по всему, будет обостряться. Страна стоит на пороге мега-локдауна, 19 января власти будут обсуждать дальнейшие шаги. Уже сейчас понятно, что 31 января ничего не закончится (а таков был первоначальный план), карантин будет продлен, а ограничительные меры ужесточены. Поговаривают даже о лагерях для ковид-диссидентов, но это вряд ли. Торговые союзы из 13-ти федеральных земель Германии обратились к Ангеле Меркель с открытым письмом, в котором говорится о том, что перспективы открытия физической розницы туманны, и, если не будет немедленно предоставлена обещанная финансовая помощь, существование ритейла окажется под угрозой. Одновременно ширится общественное движение ритейлеров WIR MACHEN AUF_merksam (игра слов: aufmachen — «открывать», aufmerksam machen — «обратить внимание»), его участники требуют от властей либо разрешить им открыть магазины, либо обеспечить справедливую компенсацию убытков.

А виновник всех бед Китай — в шоколаде: в 2020-м году Поднебесная показала экономический рост в 2,3% и стала единственной среди экономически развитых держав страной, которой удалось сработать в плюс в год пандемии (по оценкам Всемирного банка экономика США сократилась на 3,6%, а Евросоюза — на 7,6%). Своими успехами Китай обязан тому, что производство в стране возобновилось уже в апреле, что и позволило китайцам организовать массированный экспорт СИЗов и компьютерной техники, спрос на которую вырос во всем мире из-за перехода на удаленную работу. Таким образом, экспорт не только удержал экономику страны на плаву, но и стимулировал ее рост, даже несмотря на падение внутреннего потребления (розничные продажи в Китае в 2020-м упали на 3,9% год к году). Сейчас в провинции Хэбэй вновь зафиксирован рост заболеваемости, что может плохо сказаться на продажах в ближайшие месяцы, но даже с учетом этого эксперты прогнозируют, что в 2021 году экономика Китая вырастет минимум на 8%.