Итого: понедельник

Выставки уходят в онлайн, а мебельная розница процветает в офлайне. Глобальный фестиваль шопинга показал, что люди готовы покупать всё больше и больше, но идея осознанного потребления уже становится стратегией для мировых ритейл-гигантов.

Что ещё происходило на рынке домашнего обустройства — в нашем еженедельном дайджесте.

Выставки уходят, но не прощаются

Экспоцентр

Минувшая неделя была весьма драматичной. Наконец-то разрешилась главная интрига сезона — быть или не быть краснопресненской «Мебели». Выставку все очень ждали: что ни говори, а это самое важное событие для отрасли. Хоть и было известно, что в размерах «Мебель» в этом году сильно сократилась, многие собирались приехать и уже сидели на чемоданах. К сожалению, оказалась права партия «всепропальщиков». Организаторы выставки до последнего надеялись, что она состоится, но сложная эпидемиологическая ситуация сломала все планы, и власти приняли решение не рисковать. Это грустная новость, однако жизнь продолжается. Сохраняется хрупкая надежда, что весной ожидается частичное возрождение выставочного сезона. А пока переходим в онлайн.

Мы полгода готовились к Furniture Retail Forum, вместе с «Экспоцентром» собирались проводить его в гибридном формате офлайн+онлайн, пригласили замечательных спикеров и придумали интересные ивенты, так что мы не сдаемся, берем себя в руки и переходим к плану «С». Форум состоится 24 ноября в онлайн-формате. Все наши спикеры с нами: участие в форуме подтвердили представители «Яндекса», Wildberries, AliExpress, Hoff, Leroy Merlin, Askona Life Group, Mr. Doors, JYSK и многих других компаний. А еще мы планируем провести несколько прямых трансляций с партнерских закрытых мероприятий. Stay tuned!

Наши коллеги тоже полны решимости реализовать ранее заявленные планы. Форум директоров «Мебель как бизнес» пройдет онлайн 24–25 ноября, а ММКЦ 24–27 ноября будет проводить онлайн-сессии для директоров мебельных компаний «Прорывные мебельные технологии в продажах, продвижении, производстве, материалах».

Открытый сезон

Кухни Мария

Пока выставочная деятельность уходит в виртуальную реальность, мебельная розница неплохо чувствует себя в физическом мире. И дня не проходит, как мы узнаем об открытии новых профильных центров и магазинов. Во Владивостоке появился «Калина Дом», в Калининграде — «Мебель Молл», в Чите открылся «Мебель Парк». С помпой, как в старые добрые времена, на прошлой неделе открылся и новый (синий) флагман «Марии». Проектировал пространство архитектор Гарри Нуриев. Подробности об этом знаменательном событии ожидайте уже на этой неделе в репортаже FCP.

В Москве же, в ТЦ Family Room на Киевском шоссе, появился новый салон фабрики «Мебель Баженовых», а уже на этой неделе в «АФИМОЛЛ Сити» состоится открытие первого российского магазина кастомизированных товаров для сна Beyosa.

Singles Day vs Black Friday

Black Friday

Треволнения вокруг «Мебели» заслонили для нас и глобальное событие прошедшей недели — это, конечно, фестиваль шопинга Singles Day, он же 11.11. В России фестиваль сопровождался небольшим скандалом вокруг двойных промокодов Wildberries, чем не преминули воспользоваться конкуренты маркетплейса, которые стали наперебой предлагать продавцам выгодные условия сотрудничества. Глобально отец-основатель акции 11.11 — платформа Alibaba — зафиксировала в грандиозный коммерческий успех: объем продаж превысил прошлогодний показатель на 26%! В этом году впервые за 11-летнюю историю существования фестиваля его проводили в два уикэнда: отчасти это было сделано из-за логистики, на которую в связи с пандемией и без того уже легла огромная нагрузка. За период 1–11 ноября на платформе было продано товаров на сумму почти $74,1 млрд, в акции участвовали свыше 250 000 брендов, а количество покупателей достигло $800 млн. Более 470 брендов наторговали на сумму $1,5 млн каждый, в моменты пиковой активности покупателей платформа Alibaba обрабатывала 583 тысячи заказов в секунду.

AliExpress рапортует, что на фестивале шопинга россияне совершили покупок на сумму 19,3 млрд рублей, причем пятая часть выручки была достигнута в первый час распродажи, а оборот российских селлеров превысил 3,3 млрд рублей — это в 1,3 раза больше, чем годом ранее. Рекордсменом стал магазин из России: его оборот за период действия акции 11.11 превысил 600 млн рублей. В целом российские продавцы на платформе AliExpress заметно активизировались: их ассортимент достиг 4 млн единиц — это в 5 раз больше, чем во время прошлогодней распродажи. Больше половины оборота пришлось на сервис с ускоренной доставкой AliExpress — это лишний раз подтверждает, что покупатели любят побыстрее.

Рекордными продажами похвастались Wildberries, Joom, «Яндекс.Маркет», Ozon и «Детский мир». На платформе WB акция проходила 5–13 ноября, в ней приняли участие более 5,3 млн уникальных пользователей (это в 2,5 раза больше, чем в 2019 году), а заказали они 5,1 млн товаров (в 2,3 раза больше, чем годом ранее). Максимальное количество заказов пришлось на 11 ноября — 2,3 млн Несмотря на вышеупомянутый скандал, во время акции на платформе зарегистрировались 5 тысячи новых поставщиков — в 10 раз больше, чем в прошлом году.

А как прошел фестиваль шопинга у вас? Делитесь вашими историями!

Тем временем марафон осенних распродаж продолжается: на смену 11.11 приходит «Черная пятница». Похоже, времена классических black fridays с толпами разгоряченных покупателей, ожидающих открытия магазинов и ожесточенной борьбы за последний товар в корзине, невозвратно уходят. Уже давно нет ни привязки ни к дате (напомним, что «черные пятницы» как явление возникли в США и традиционно были приурочены к Дню благодарения, который празднуется в четвертый четверг ноября), ни к физической рознице — интернет-магазины участвуют в «черной пятнице» наравне с офлайновыми. Ну и наконец, собираться толпой ради штурма магазина сейчас попросту опасно.

В России «черная пятница» официально проводится 27–29 ноября, но практически никто не намерен соблюдать эти сроки. В Hoff акция будет проходить 10 дней, с 21 ноября по 2 декабря, скидки обещают до 50–60%. В «Орматек» «чернопятничная» распродажа началась 13 ноября и продлится до 25 ноября, с грандиозными скидками в 90% на определенные товары. На маркетплейсе «Первый гипермаркет мебели» уложатся в 4 дня — с 24 по 27 ноября, цены на мебель опустятся до 70%. Три дня на распродажу отводит только «Столплит»: начиная с 26 ноября на товары компании действуют скидки в 50–60%. В «Много мебели» акция продлится до 30 ноября, покупателям обещают подарки и скидки до 60%, а еще рассрочку под 0% сроком на 2 года. В «Асконе» «черная пятница» будет длиться без малого месяц — с 9.11 по 6.12, на определенный ассортимент товаров скидки дойдут до 90%.

Как будет эволюционировать формат «черных пятниц», пока непонятно: будет ли это гибридная форма онлайн+офлайн или что-то другое, сказать трудно, но крупные компании уже вовсю экспериментируют. Leroy Merlin участия в распродаже не принимает, потому что у компании «черная пятница» теперь круглый год, утверждает ритейлер. А «Икеа» вместо классической black friday запустила по всему миру акцию BuyBackFriday: клиенты могут принести в магазины компании старые товары и получить до половины первоначальной стоимости. В России акция пройдет с 24 ноября по 3 декабря, владельцы карт «ИКЕА Family» (получить которые совсем не сложно), могут рассчитывать на возврат 60% от уплаченной за возвращаемые товары суммы.

Устойчивое развитие в тренде

IKEA

Акция «Икеа» — небольшая часть глобальной стратегии шведского ритейлера, планирующего уже к 2030 году полностью перейти на принципы устойчивого развития и использовать в производстве товаров только быстро возобновляемые ресурсы и переработанные материалы. Новый финансовый год, начавшийся в сентябре, объявлен годом устойчивого развития: «Икеа» намерена отказаться от пропаганды массового потребления и развивать в рамках своей системы экономику замкнутого цикла. Уже сегодня для реализации стратегии делается довольно много: в Швеции открылся первый в мире магазин «Икеа» формата «секонд хенд», а из девяти тысяч наименований постоянного ассортимента компании три тысячи — товары, произведенные из вторсырья и экологичных материалов.

Датский ритейлер JYSK тоже подтягивается: в августе компания организовала соревнование студентов университета Орхуса: участники разбились на 17 групп, каждая предлагала идеи по внедрению принципов устойчивого развития. Победила группа, предложившая JYSK разработать специальный бренд Grön (зеленый), под которым будут продаваться экологичные товары, и запустить постоянно действующую акцию Return&Earn (верни и заработай). В рамках акции покупатели смогут сдавать на переработку старый текстиль и получать ваучеры на приобретение новых товаров JYSK.

Свободны от всего

Доброград
Доброград

Новость о создании свободной экономической зоны «Доброград-1» в одноименном городе Владимирской области, за которую больше двух года билась команда Askona Life Group, внезапно вызвала брожение умов в мебельном сообществе. Раз тема пробудила такой живой интерес, мы решили разобраться в ней и систематизировать информацию о СЭЗ, технопарках, зонах опережающего развития и тому подобных агломерациях. Хотим понять, какие преференции получают резиденты и насколько выгодно мебельщикам в этих зонах обустраиваться. В ближайшее время мы поделимся с читателями результатами наших изысканий. Следите за нашими публикациями.

На неделе мы расскажем, как работается мебельщикам в северных регионах России на примере якутской компании «Верона», опубликуем репортажи об открытиях новых салонов, и еще много интересного. Оставайтесь с нами!