30 марта Правительство Москвы (а за ним и правительство РФ) перешли к жёстким мерам в отношении всей непродовольственной розницы.
— На «Асконе» введено фактически военное положение, и все силы менеджмента нацелены на спасение бизнеса, — сообщает глава компании Askona Life Group Роман Ершов. — Ситуация более чем серьёзная.
Мы отреагировали на неё ещё в середине марта: отменили все командировки сотрудникам и прекратили приём гостей в головном офисе. Вместе с тем в марте ситуация с продажами в мебельном дивизионе «Асконы» была прекрасной: планы перевыполняла как своя розница, так и партнёрская.
Однако после ужесточения карантинных мер выручка начала падать. За последние два дня она сократилась на 80%. Производство остановлено, большая часть магазинов закрыта. Интернет-магазин, хоть и показывает рост, но он никак не может компенсировать общие экономические потери. В связи с этим, планы на ближайшие два месяца сейчас гораздо важнее планов среднесрочной перспективы.
У нас сформирован перечень краткосрочных мер, цель которых — удержание корабля на плаву. Действия эти не включают в себя увольнение персонала и сокращение зарплат. У любой крупной компании — это небыстрый процесс. Скорее, мы заняты сохранением денег: остановили всю инвестиционную активность и не осуществляем платежей там, где их можно не осуществлять. Работа с арендодателями здесь — одна из первостепенных. До того, как не наступит ясность со сроками карантина, остановили закупку материалов и комплектующих.
Сохранение денежного потока — первостепенная задача, поэтому мы пытаемся диверсифицировать бизнес в соответствии с реалиями военного времени. Например, приступаем к производству медицинских масок и одежды для медицинского персонала. Оборудование уже закупили, установили. Даже выпустили первую партию масок, которую отдали на нужды государственных медучреждений Коврова. Поскольку ситуация меняется каждый день, мы не видим особой необходимости просчитывать годовые потери. Повторюсь, главные риски сейчас — во временном радиусе ближайших нескольких недель.
Полагаю, что в этом году нас ожидает сильное, до 50 процентов, сокращение рынка. Причём эти прогнозы я даю, исходя из ситуации нынешнего дня. Весьма вероятно, что через неделю прогноз будет намного хуже. После окончания карантина восстановление не будет быстрым. Мы внимательно смотрим на Китай, где эпидемию официально объявили побежденной. Уже вторую неделю там работают торговые центры и общепит, но резкого восстановления спроса пока не наблюдается. Покупательская активность растёт медленно и плавно.
Сейчас многие делают ставку на электронную коммерцию. Наш интернет-магазин askona.ru готов увеличить отгрузки. У нас уже был опыт быстрого реагирования на кратно возросший спрос в онлайне: в ноябре прошлого года «Аскона» ударно отработала «Чёрную пятницу», выручив более 700 миллионов рублей. Так что ресурсно мы готовы доставлять товар в кратчайшие сроки, но опять же — ровно до момента полного запрета на доставку. Есть все шансы, что и этот канал вскоре будет перекрыт.
Повторюсь, реальному бизнесу сейчас не время говорить о долгосрочных стратегиях, все они упираются в сроки окончания карантина, а их никто не знает. Я уверен, что «Аскона» сможет выстоять, но надо понимать, что наша война только началась.