Июль проходит под знаком повышенного спроса на мебель и товары для сна (особенно на товары для сна). Многие компании, как выяснилось, оказались к этому не готовы. CEO Askona Life Group Роман Ершов, который в начале карантина прогнозировал 50-процентное сокращение спроса, готов взять свои слова обратно.
В компании мне припоминают этот прогноз. Я отвечаю, что буду только счастлив, если он не сбудется, — говорит Ершов. — Пока же спрос такой, что нам банально не хватает мощностей. У нас объемы производства и без того росли каждый год, но первая неделя июля по объему заказов была на уровне прошлогодней «Черной пятницы», когда мы поставили абсолютный рекорд: больше миллиарда рублей выручки. На второй и третьей неделе июля продажи чуть снизились, но все равно они значительно выше, чем в 2019-м.
«Аскона» — самая крупная матрасная фабрика в Восточной Европе, которая производит 2 млн. изделий в год. И ей не хватает мощностей! По словам Романа Ершова, с июня компания работает по аутсорсингу с двумя конкурентами. В этом месяце заказы размещены еще на двух фабриках. Но глава ALG полагает, что эти меры проблемы не решат.
— Мы вынуждены ограничивать активность некоторых каналов продаж, а это неправильно. Сейчас всерьез рассматриваем вариант покупки матрасной фабрики где-нибудь на юге или в центральной части России, может быть, на Урале. Речь идет не о поглощении какого-то конкретного бизнеса. Нам нужны здание и станки с переводом этих активов в наше юрлицо.
Вместе с этим, «Аскона» и сама намерена построить новую фабрику в Коврове, которую планирует оснастить самыми современными технологиями. Однако, по словам Романа Ершова, на на это уйдет около двух лет, а спрос «горит» сейчас.
— В любом случае, нам нужна еще одна производственная площадка. Если спрос упадет, мы найдем, как использовать новые мощности. Сейчас у нас 30% неудовлетворенного спроса, это, прежде всего, b2b-клиенты: крупные сети, дилеры и франчайзи. Пока нам пришлось приостановить привлечение новых партнеров.
В июле в «Асконе» прошла стратегическая сессия, которую модерировал Институт Адизеса. На ней был очерчен контур будущего компании в перспективе десяти лет, а также разработан конкретный план действий на ближайшие три года.
— Мы хотим занять еще большую долю рынка в основных каналах продаж, — говорит Роман Ершов. — В прошлом году «Аскона» сосредоточилась на высокомаржинальных проектах. Из-за этого стали отключать некоторые каналы сбыта. Например, практически вышли из крупных сетей. Мы по-прежнему что-то для них производим, но в очень малых объемах. Теперь принято решение вернуть свои позиции в сетях и в целом бороться за увеличение доли на рынке. Но для этого опять-таки необходимо усиливать производственную базу.
Сохраняются и планы по сокращению розничной сети «Аскона» в России. Напомним, что компания хочет по-максимуму минимизировать издержки в физической рознице, нарастив выручку в онлайне. Операция проходит в щадящем режиме. Пока тестируются два города: Уфа и Владимир. Там оставлены по два магазина, увеличены расходы на онлайн-продвижение. Идёт проверка, не теряется ли выручка.
Остановлен в развитии проект «Аскона кухни». В дальнейшем, компания будет фокусироваться только на теме здорового сна. Роман Ершов объясняет это решение нежеланием развивать новые товарные направления с нуля.
— Вместе с тем, мы готовы рассматривать покупку мебельных ритейлеров, но только online-first. Традиционные компании, у которых основной бизнес в офлайне, нас не интересуют, поэтому кухонный проект может и вернуться в сферу нашего внимания. Но, в случае покупки такого бизнеса, мы не планируем инкорпорировать его в наше управление. Его должна развивать профессиональная, знающая детали команда. «Аскона», в свою очередь, готова выступать в качестве стратегического инвестора.
«Аскона» также намерена быстро и активно развивать свой международный бизнес. В июле компания открыла салон Sleep 8 в Барселоне, в середине августа появится первый магазин в Лондоне. До конца года, по словам Романа Ершова, будет запущено ещё по одному магазину в Германии, Испании и в Лондоне.