Бурное развитие рынка онлайн-торговли в России привело к небывалому дефициту складских площадей и сделало актуальной услугу фулфилмента.
По данным компании Knight Frank, в первом полугодии 2021 года 84% сделок в регионах пришлось на компании из сегмента e-commerce. В регионах стоимость строительства выросла на 30%, а ставки аренды — на 20–25%. В Московском регионе и в Санкт-Петербурге свободных складов практически нет: в Москве и в области в третьем квартале остаются вакантными 1,8% площадей, в северной столице и того меньше — всего 0,3%. В ближайшие годы, по прогнозам той же Knight Frank, потребность в складской недвижимости по всей России составит 8,3 млн кв. м. И если крупные ритейлеры и маркетплейсы в состоянии построить собственные складские мощности, то игрокам поменьше приходится рассчитывать только на добрую волю девелоперов.
Но, оказывается, проблему нехватки складов можно решить и другими способами. Например, как это делают сейчас в Южной Корее: местные компании начали использовать в качестве складов и логистических хабов… автозаправочные станции. Подобное партнерство стало возможным благодаря совпадению интересов обеих сторон: сегменту быстрой доставки требуются логистические объекты в центрах городов, а заправочным станциям — прорывные решения по реконцепту, поскольку с появлением экологически чистых автомобилей продажи бензина стали падать.
Компания Shinsegae Property, девелоперское подразделение южнокорейской Shinsegae Group, подписала с Koramco Energy Plus REITs соглашение о реконструкции автозаправочных станций: партнеры планируют превратить свободные места на 183-х АЗС, принадлежащих REIT, в логистические центры. Еще одна крупная логистическая компания, CJ Logistics, договорилась с оператором нефтеперерабатывающих заводов и АЗС SK Energy, об использовании принадлежащих ему автозаправочных станций в качестве логистических узлов. На заправках будут созданы малые и средние склады для хранения популярных товаров, которые будут доставлять клиентам сразу после оформления заказа.
Российские АЗС испытывают серьезные проблемы с доходностью основного продукта — топлива, поэтому вынуждены искать новые инструменты монетизации. Владельцы АЗС хотят развивать новые направления бизнеса, но пока ограничиваются продажей сопутствующих товаров. К слову, ритейл превратился в значимый источник дохода для российских автозаправщиков, а самым высокомаржинальным товаром пока остается кофе. Вопрос, как быстро в России откажутся от бензина?