Wildberries

Маркетплейс Wildberries сделал еще один решительный шаг на пути разрушения олдскульного ритейл-пространства: вслед за Ozon компания запустила схему FBS (Fulfillment by Seller — «продажа товара со склада поставщика»). Теперь продавцы смогут размещать на витрине практически неограниченный ассортимент, в том числе крупногабаритные товары, включая мебель любых размеров, товары с низкой оборачиваемостью и товары, требующие особых условий хранения. Клиентские заказы будут ежедневно консолидироваться и доставляться на склад маркетплейса, а оттуда,­ силами Wildberrries — заказчикам. Работа с товарами по-прежнему будет идти через кабинет поставщика, поставки будут осуществляться только под оформленные и оплаченные заказы.

На этом фоне вполне себе реалистичным выглядит прогноз президента Askona Life Group Романа Ершова, который он озвучил на конференции «Мебельная индустрия: первые уроки коронакризиса» пару месяцев назад.

Роман Ершов — CEO Ascona Life Group
Роман Ершов — CEO Askona Life Group

— Уверен, что к 2023-му году Wildberries войдет в топ-5 продавцов мебели в России. Как бизнесмен, я являюсь их большим поклонником — я неоднократно беседовал с основателями и топ-менеджерами компании, и хорошо представляю, какая машина там работает, с точки зрения бизнес-модели, структуры и процессов. Я считаю, что эта компания однозначно станет российским Amazon.

Все, кто просто продает мебель, уступят WB. Я вижу два варианта для компаний: либо отстраиваться как Askona и становиться не продавцом commodity, а крупнейшим игроком в нише сильной экспертизы, либо становиться поставщиком WB. Производители могут выступать в обоих ролях. А бороться с WB абсолютно бесполезно.

Генеральный директор «Первого гипермаркета мебели» Артём Максимов согласен с Романом Ершовым в оценке стратегии WB на мебельном рынке и считает, что в средне-долгосрочной перспективе маркетплейсы отберут львиную долю у продавцов мебели низкого ценового сегмента.

Артем Максимов («Первый гипермаркет мебели»)
Артем Максимов — «Первый гипермаркет мебели»

— Покупателями мебели на WB станут те, для кого функциональность продукта важнее, чем его эстетическая привлекательность. Средний чек на мебель не будет превышать 7–10 тысяч рублей.

Владельцам мебельных салонов придётся расширять свои компетенции и предлагать комплексные и дизайнерские решения, привлекая тех покупателей, для которых перед покупкой требуется визуально и тактильно оценить качество, дизайн и расцветку мебели. Сайтам с мебельной тематикой — внедрять технические «фичи» для кастомизации продукта, например, конфигураторы для кухонь или шкафов по индивидуальным размерам.

В настоящее время у WB еще имеются ограничения по габаритам и весу упаковки. В ближайшем будущем их курьер вряд ли сможет бережно поднять клиенту шкаф размером свыше 2-х метров, не говоря уже об угловом диване или спальне. Для этого им понадобится полностью пересмотреть логистические операции и научиться в кратчайшие сроки осуществлять качественную сборку на дому клиентов.

Наталья Пекшева, в недавнем прошлом директор «Цвета диванов» а ныне — основатель онлайн-компании Delicatex, уверена, что внедрение WB услуги доставки товара со склада поставщика — хорошая новость для тех, кто не продаёт товары массового спроса, в том числе мебель. По ее мнению, к этой модели взаимодействия WB подтолкнул успешный опыт Ozon и других маркетплейсов, уже работающих с крупногабаритными товарами: Aliexpress, Беру и Goods.

Наталия Пекшева (Delicatex)
Наталия Пекшева — Delicatex

— Теперь, благодаря услуге отгрузки товара с собственного склада в течение 24 часов после заказа клиента, у поставщика WB появляется возможность не замораживать остатки на складах WB. Теперь можно размещать на этом маркетплейсе габаритные товары и не зависеть от лимитов автоматизированных показателей оборачиваемости и допустимого объема склада при работе с логистического терминала WB.

До этого момента торговать габаритными товарами на WB было почти невозможно. Теперь Ozon будет ещё сложнее конкурировать с WB, особенно на фоне предыдущего повышения комиссий для селлеров с низким средним чеком и в результате этого — исхода их на WB. И даже после отката комиссий обратно, что говорит о признании ошибочной тактики, всех селлеров вряд ли удасться вернуть. А WB только закрепляет свои лидерские позиции, усиливает логистический потенциал и оптимизирует складские издержки.