Мебельные компании отмечают негативную динамику спроса на протяжении последних трех месяцев.

С конца весны динамика продаж на российском мебельном рынке начала замедляться. Одна из самых очевидных причин — рост цен на мебель, обусловленный кратным удорожанием сырья и материалов. Мебельные ритейлеры не могут полностью переложить ценовое давление на конечного потребителя, однако для сохранения хоть какой-то маржинальности цены приходится повышать.

Банк России отмечает, что производственные издержки в сегменте товаров для дома и ремонта росли особенно быстро из-за резкого повышения стоимости древесных материалов, металлов и полимеров, в результате темпы удорожания мебели были очень высокими. Более того, ускорение годовых темпов роста цен на строительные материалы, мебель и автомобили внесло основной вклад в повышение годового темпа роста цен на весь сектор непродовольственных товаров.

Динамика роста цен на мебель (прирост в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

Июнь 2019Июнь 2020Январь 2021Февраль 2021Март 2021Апрель 2021Май 2021Июнь 2021
4,591,755,876,907,738,469,2210,06

Игроки рынка считают, что, помимо повышения цен, негативная динамика спроса на мебель обусловлена еще рядом факторов. Хотя спад продаж ощутили на себе не все, тем не менее все согласны с тем, что в целом по рынку спрос снижается. Причины называют разные: от обычного сезонного спада до отсутствия макроэкономических предпосылок для роста.

Генеральный директор группы компаний «Аллегро» Евгений Борунов согласен с тем, что многие мебельные компании достигли своего ценового предела, но помимо этого на объемы розничных продаж тех или иных магазинов и сетей повлияла, в том числе, консолидация рынка.

Евгений Борунов — генеральный директор группы компаний «Аллегро»
Евгений Борунов — генеральный директор группы компаний «Аллегро»

У одних происходит рост, у других — падение, и я думаю, что дело тут в консолидации. На сегодняшний день очень большую долю рынка в целом забирает Hoff, а в сегменте кухонной мебели — «Леруа Мерлен».

Снижение реальных располагаемых доходов тоже сказалось на спросе: доходы населения не растут с той скоростью, что и цены на мебель, в результате традиционные производители массовой мебели оказались за пределами своего ценового сегмента. Границы ценовых сегментов сместились, и поэтому спрос упал, в первую очередь, в эконом-сегменте. Те, кто мог себе позволить мебель в категориях «средний» и «средний плюс», ушли на сегмент ниже, а те, кто покупал недорогую мебель, теперь не могут себе позволить ничего.

Мы себя чувствуем достаточно стабильно и спокойно, держимся за счет широты ассортимента по категориям. До сих пор 70% наших клиентов — это постоянные покупатели, которые приходят к нам по нескольку раз. У нас падения продаж нет, с прошлым годом сравнивать нет смысла, а относительно 2019-го есть небольшой рост. К осени ожидаем оживления спроса.

Владелец фабрики мягкой мебели «Сонди» Сергей Митрофанов тоже уверен, что к осени спрос восстановится, а нынешнее падение — явление временное и может быть связано с отпускным периодом и с пандемией.

Сергей Митрофанов — владелец фабрики мягкой мебели «Сонди»
Сергей Митрофанов — владелец фабрики мягкой мебели «Сонди»

Сейчас обычный низкий сезон, продажи у нас на уровне первого полугодия этого года и чуть похуже, чем в 2019-м. Ситуация у нас примерно такая же, как у всех: нет ничего трагического, но нет и супердостижений.

Директор МК «Лером» Роман Лега настроен не так оптимистично. Скорее всего, считает он, спрос продолжит снижаться из-за роста цен на мебель: в этом году «Лерому» уже трижды пришлось менять цены из-за удорожания материалов и комплектующих, помимо этого, спад связан с насыщением отложенного спроса: в прошлом году люди приобретали мебель, потому что в условиях неопределенности рассматривали ее как вложение денег, а после Нового года спрос постепенно пошел на убыль.

Роман Лега — директор МК «Лером»
Роман Лега — директор МК «Лером»

Ничего удивительного не произошло. Было две версии. Первая — спрос перейдет из сезона в сезон, вторая — будет падать. Вторая версия победила. Первый квартал мы прошли с ростом 40–50% год к году, что же до лета, то оно было ожидаемо ровным, сопоставимым по межсезонным колебаниям с летом 2019-го (брать для сравнения лето 2020-го было бы некорректно). Сейчас продажи где-то на уровне апреля —мая. Прогнозировать, как будет развиваться ситуация дальше, — дело неблагодарное. Может начаться сезонный рост спроса, а может сохраниться нынешняя вялотекущая динамика.

Максим Киселев, директор по маркетингу МЦ-5 Групп, полагает, что причинами затишья на рынке, помимо уже упомянутого роста цен, стали летний сезон и пандемийные ограничения.

Максим Киселев — директор по маркетингу МЦ-5 Групп
Максим Киселев — директор по маркетингу МЦ-5 Групп

В летний период рынок стал довольно сложным с точки зрения поведения клиентов: даже те, кто явно намерен приобрести мебель, ведут себя осторожно, и закрывать сделки стало тяжелее. Июнь мы прошли ниже ожиданий и ниже тех планов, которые ставились. Июль был лучше, август примерно такой же. Если раньше мы воспринимали август как сезон, то сейчас его можно назвать таковым с большой натяжкой. Но сказать, что произошел спад продаж, я не могу. Скорее, есть определенная стагнация, которая не переходит в сезонный рост.

Максим Киселев также отмечает перетекание клиентов в другие ценовые сегменты, связанное с удорожанием мебели и снижением реальных доходов населения.

Мы наблюдаем провал в среднем сегменте -— для нас это средний чек 150–200 тысяч рублей. У нас в стране существенное имущественное расслоение, средний класс сейчас находится в очень тяжелом состоянии. А он как раз наиболее волатильный: здесь клиенты могут либо вовсе отказаться от покупки, либо вместо дивана за 250 тысяч спокойно купить диван за 50 тысяч.

В премиальном сегменте количество клиентов не изменилось, другое дело, что меньше стали покупать очень дорогую люксовую мебель: те, кто покупал за 1,5 млн рублей, вполне могут купить на 1,2 млн, но ни за что не станут покупать за 200–300 тысяч.

Средний чек у нас вырос, но это связано с ростом цен. Отчасти изменилась структура среднего чека: уменьшилось количество покупок в определенных сегментах. У нас работает бонусная программа, успешно себя зарекомендовавшая, и я не могу сказать, что в мае мы продавали три позиции, а сейчас две. Если такое падение и будет происходить, то в течение довольно длительного времени — полугода, года — но пока мы этого не наблюдаем.

В «Любимом доме» снижения спроса не заметили, говорит коммерческий директор Иван Залесов. Снижение трафика действительно произошло, прежде всего, потому, что этим летом люди тратили деньги на отдых, а не на обустройство жилья и мебель, но на продажах «Любимого дома» это никак не отразилось.

Иван Залесов — коммерческий директор МК «Любимый дом»
Иван Залесов — коммерческий директор МК «Любимый дом»

Наши магазины растут по продажам. Мы ощутили, что трафик стал меньше, но одновременно вырос коэффициент конверсии. Наша ситуация обусловлена двумя причинами: у нас хорошая ассортиментная матрица, и у нас как никогда весь товар имеется в наличии — как на всех региональных складах, так и на центральном. Кроме того, в прошлом году мы открыли много дополнительных фирменных торговых точек. Возможно, где-то и произошел спад, но новые магазины нам все компенсировали. Средний чек по сравнению с прошлым годом не изменился, поскольку мебель подорожала, количество позиций в чеке уменьшилось, но в целом все равно есть рост. В первом полугодии мы выросли на 46% год к году, в июле — августе — на 10–12%.

Не ощутили падения спроса и в «Асконе». По словам вице-президента по розничному направлению Владимира Корчагова, продажи компании выросли и к 2020-му, и к 2019-му годам.

Владимир Корчагов — вице-президент по розничному направлению «Асконы»
Владимир Корчагов — вице-президент по розничному направлению компании «Аскона»

В рамках краткосрочной стратегии, рассчитанной на 3 года, мы для себя определили, насколько и за счет чего мы будем расти. Мы не планировали стагнировать, тем более мы не планировали падать: каждый год, когда мы садимся на стратегическую сессию, мы договариваемся, что в принципе не рассматриваем это как фактор.

В 2020-м, с учетом влияния пандемии, мы показали двукратный рост, в августе 2021-го выросли на 20% год к году. Июнь был хорошим, июль тоже прошли с ростом, разумеется, не с таким значительным, поскольку июль прошлого года был одним из самых пиковых.

Сейчас у нас быстро растет онлайн-канал, по темпам роста он уже опережает офлайновые. В 2020-м до пандемии доля онлайн-продаж была 13%, после выхода из локдауна уже порядка 20%. В рамках трансформации бизнеса мы определили набор инициатив по улучшению клиентского опыта в онлайне, и это дает еще больший рост онлайн-канала, даже относительно 2020-го года.

Офлайн-продажи растут по-разному, есть регионы более и менее успешные. Очень серьезный рост произошел в южном регионе, причины понятны: выезд в зарубежные страны закрыт, все едут на российские южные курорты, а это означает приток инвестиций. В августе продажи тут росли опережающими темпами, на 35%. Южный регион всегда был уникальным, тут традиционно два сезона. Первый — это подготовка к лету, когда спрос по всей стране проваливается, и второй — когда растут все регионы.

Нынешнее снижение продаж у некоторых компаний, считает Владимир Корчагов, может быть связано с тем, что в прошлом году и в начале этого сработал внешний драйвер в виде поддержки государства и дешевой ипотеки, благодаря чему люди инвестировали в жилье и в мебель, теперь же эти инвестиции сократились. Включился и негативный фактор: давление сырьевой базы. Отдельные сырьевые компоненты выросли в цене уже в два раза, и частично это приходится транслировать на цену готовой мебели. Возможно, в особенности если речь идет о региональных компаниях, покупательная способность отстает от роста цен, и, если компания не успевает перестроить ценовую стратегию, она выходит за пределы своего ценового сегмента.

У нас нет цели переложить все ценовое давление в цену конечного продукта. Мы работаем на масс-маркете и понимаем, что это нереально. Мы поднимаем цены очень аккуратно, особенно в сегменте «средний минус» — там мы стараемся делать тюнинг на уровне 5–10%. Там, где позволяет конкурентная среда, можно поднять цену на 15%. Но мы делаем это точечно в течение года и небольшими итерациями, чтобы это было не так заметно для нашей торговой сети. Кроме того, поскольку мы — вертикально-интегрированная компания, нам лучше где-то пожертвовать маржой, но удержать прирост мощности в низкий сезон. Мы уже несколько лет испытываем дефицит мощностей в сезон, поэтому в низкий сезон заполняем склады, чтобы продавать в высокий.