Amazon продолжает экспериментировать с офлайновой розницей.

Пока офлайн-ритейлеры наращивают продажи в e-commerce, гиганты электронной коммерции движутся встречным потоком из цифрового пространства в реальный мир. Компания Amazon объявила о планах по открытию физических универсальных магазинов, пока в экспериментальном формате, где будут продаваться одежда, товары для дома, электроника и другие товарные категории. Ассортимент магазинов будет формироваться из известных потребительских марок и СТМ (собственная торговая марка). Первые магазины площадью 30 тыс. кв. футов (2,8 тыс. кв. м) откроются на домашнем рынке — в Огайо и в Калифорнии.

Время для запуска магазинов нового формата выбрано удачно: судя по последним отчетам ближайших конкурентов Amazon в физическом ритейле (Target и Walmart), их онлайн-продажи выходят на плато, что косвенно свидетельствует о росте интереса покупателей к физическим торговым локациям.

Если эксперимент будет признан удачным, Amazon приступит к масштабированию бизнес-модели, и следующим шагом станет открытие магазинов площадью 100 тыс. кв. футов (примерно 9 тыс. кв. м) в ряде крупнейших городов США. И это будет серьезной головной болью для традиционных розничных сетей, считают аналитики: старым игрокам недостает инновационных решений, и Amazon имеет все шансы отобрать у них долю рынка. Kohl’s может пострадать хотя бы потому, что Amazon, скорее всего, будет забирать лучшие арендные площади. Macy’s, который, сейчас разрабатывает собственный мини-формат Market by Macy’s, пока ещё даже не запустил проект.

С появлением собственной физической розницы Amazon сможет собирать данные о потребителях не только в онлайне, но и в офлайне, что позволит расширить долю на рынке цифровой рекламы. Сейчас у Amazon 10% рынка, и он сильно отстает от Facebook и Google.

Сегмент офлайн-ритейла компания начала прощупывать не вчера. Несколько лет назад Amazon приобрел крупную сеть супермаркетов Whole Foods, а также открыл офлайновые книжные магазины. С последними как-то не очень задалось: с момента их открытия в 2015 году продажи в них практически не росли, и компания объединила их со своими торговыми точками формата pop-up, где продавались планшеты и электронные книги под брендом Amazon. Другие форматы, вроде Amazon Go Grocery, тоже не сохранились в первозданном виде: их либо объединили в более крупные проекты, либо закрыли на неопределенный срок на «реновацию». С прошлого года компания тестирует автоматизированные круглосуточные магазины без кассиров, а в начале этого лета появилась информация о том, что Amazon подумывает о запуске сети аптек под своим брендом.