Чуть больше года назад в ноябре 2020-го спикер-визионер нашей онлайн-конференции Furniture Retail Forum 2020 Максим Валецкий предупреждал, что искусственный интеллект изменит способы взаимодействия мебельных компаний со своими клиентами, и произойдет это довольно скоро. Уже лет через 5 ИИ возьмет на себя основную задачу проектирования мебели, и здесь появятся как победители, так и проигравшие. В выигрыше окажутся мебельные фабрики, которые за счет ИИ в разы увеличат производительность, а проигравшими — дизайнеры и конструкторы, потребность в каковых резко сократится. Далеко не все слушатели конференции отнеслись к предупреждению всерьез, а напрасно. Пока заинтересованные стороны убеждали себя в том, что этого не может быть, потому что не может быть никогда, ИИ уже успел просочиться в мебельный бизнес и начал там обустраиваться.
В 2019 году в США несколько инвесторов поверили в идею проектирования кухонь с помощью ИИ и вложили 5 млн долларов в стартап Skipp, основанный Йеном Джаффри, Марком Лимоттом и Адрианом фон дер Остеном. Спустя два года подготовительной работы стартап перешел в стадию активного привлечения клиентов, которым предлагает индивидуальные дизайн-проекты. Примечательно то, что большую часть работы по разработке проектов выполняет ИИ, и получается это у него не хуже, чем у дизайнеров и конструкторов, и уж точно — гораздо быстрее. Специалисты задействованы только на начальной и финальной стадиях: это сотрудник, который выезжает к заказчику и делает 3D-сканирование помещения, и архитектор, выполняющий окончательную «рихтовку» проекта. Все остальное — разработку дизайна и конструкции, создание рендеров, генерирование проектной документации — делает ИИ.
Алгоритмы Skipp создают около 700 предварительных вариантов кухонь, постепенно сужая выбор в соответствии с пожеланиями заказчика. В итоге, когда уже полностью понятны бюджет, потребность в объемах систем хранения и т.п., ИИ выдает 3 варианта дизайн-проекта со сметой расходов. Основатели стартапа говорят, что на работу, выполняемую ИИ, профессиональный архитектор тратит в среднем 70 часов.
Поначалу «косяков» было довольно много, но по мере обучения ИИ (на данном этапе алгоритм изучил уже больше 10 тысяч проектов) постепенно оттачивал мастерство, к тому же к процессу подключили профессионалов, которые оценивали результаты его «творчества».
— На ранней стадии обучения алгоритм выдавал решения с ошибками в конструктиве, — рассказывает Йен Джаффри. — Столешница не подходила, шкафы не встраивались, архитектору приходилось исправлять эти ошибки в процессе. Сейчас мы дошли до уровня оптимизации цоколя, вникаем в самые мелкие детали дизайнерских решений.
Разумеется, компания не оставляет заказчика один на один с машиной: в штате Skipp есть дизайнеры, которые при необходимости могут связаться с клиентом и помочь ему сделать выбор, но всю рутинную работу ИИ делает сам.
Создаваемые ИИ дизайн-проекты сами по себе не являются источником генерирования прибыли: услуга обходится клиентам компании в 399 долларов, и сумма эта едва покрывает расходы. Зарабатывать Skipp планирует на продаже через свою платформу мебели и материалов как собственного производства, так и партнеров-поставщиков.
Skipp — не единственная интернет-платформа в сегменте мебели и товаров для дома, где используется ИИ. К примеру, Modsy или Havenly тоже задействуют методы машинного обучения, но с их помощью они делают более таргетированным выбор товаров. Skipp же — первая в своем роде компания, где алгоритм выполняет творческую работу. И это заставляет вернуться к болезненной для многих проблеме: может ли ИИ отобрать заказы у традиционных игроков рынка? Такой риск существует, считает Бен Уеда, архитектор, принимавший участие в обучении ИИ Skipp.
— Но будет ли это действительно очень ценный заказ с точки зрения индустрии дизайна, ценный для ее среднего и верхнего сегмента? Вряд ли. Я думаю, что это хороший повод для дизайнеров и архитекторов задуматься над тем, какие услуги они предоставляют: рутинную работу и проверку на соответствие нормам и правилам или уникальные креативные решения? Полагаю, что предлагаемое Skipp решение позволяет людям уделять больше внимания и времени задачам, присущим человеку, а машинные задачи оставлять машинам.
Между тем, идея переложить на умные машины значительную часть работы по заказу, проектированию и производству мебели все больше проникает в умы российского мебельного сообщества. Не далее как пару недель назад своим видением производства будущего поделился Андрей Рогозин, заметив, что весь необходимый софт, равно как и роботы, уже есть, осталось только объединить элементы в единую систему. Комментаторы разбились на 2 полярных лагеря: «это никому не нужно» и «крутая идея!». Попутно выяснилось, что некоторые уже предпринимают практические шаги, а Максим Валецкий собирается поделиться первыми результатами уже в конце этого года. Ждем-с!