Шеринговая модель становится реальным фактором развития мировой экономики. Для новых поколений потребителей — миллениалов и зумеров — пользоваться товарами важнее, чем владеть, впечатления важнее вещей. Совместное использование автомобилей, электроники и бытовой техники уже стало привычным делом, а сравнительно недавно список популярных объектов шеринга пополнился мебелью. В 2017 году в США появились сразу два стартапа, Fernish и Feather, внедривших бизнес-модель «мебель в аренду» или «мебель по подписке», в 2019-м — еще один, Oliver Space.
Многие до сих пор поглядывают на них с недоверием, но инвесторы продолжают в них верить. В этом году Fernish привлек в общей сложности 15 млн. долларов от нескольких венчурных фондов —деньги компания собирается направить на расширение своего присутствия на американском рынке (до сих пор сервис был доступен только жителям Лос-Анджелеса и Сиэтла). Прибыли инвесторам Fernish пока не приносит, но выручка за прошлый год выросла десятикратно. С привлечением новых клиентов все тоже выглядит неплохо: с начала пандемии число заказов на домашний офис увеличилось на 300%. Feather получил от Credit Suisse кредит на 30 млн. долларов, которые тоже пойдут на развитие бизнеса: выход на новые рынки, разработку линейки продуктов под собственной торговой маркой, совершенствование технологий реверсивной логистики и подготовку к масштабированию бизнеса.
Примеру «большой американской тройки» последовали Европа и Азия, где появилось несколько стартапов, работающих по сходной модели: за определенную абонентскую плату клиенты арендуют мебель, которую в любой момент можно обменять на другую, вернуть или выкупить по остаточной цене, за вычетом уже уплаченных арендных взносов. Есть компании, сдающие в аренду не только отдельные предметы мебели, но и полный набор обстановки, включая текстиль, свет и предметы декора. К примеру, канадский стартап Fülhaus, который специализируется на интерьерном дизайне и работает с частными клиентами, сектором HoReCa и девелоперами, предлагает своим клиентам т.н. House-in-a-Box. Недавно компания объявила о выходе на европейский рынок с интерьерными коллекциями для домашнего офиса. По похожей схеме работает и швейцарский стартап Koj — компания сотрудничает с крупными мебельными ритейлерами Pfister und Livique, подбором мебели и предметов декора занимаются дизайнеры интерьера.
Бизнес-модель перестает быть исключительной прерогативой стартапов: если прежде на поле шеринга играли только молодые и дерзкие юниоры, то в этом году ситуация внезапно стала меняться — к аренде модели начали приглядываться «взрослые», конвенциональные игроки мебельного рынка. Крупные мебельные ритейлеры переходят от стадии отрицания к стадии принятия и рассматривают аренду уже не как высокорисковую авантюру, а как дополнительный канал продаж.
Год назад компания IKEA объявила о намерении внедрить услугу «мебель в аренду» в 2020 году. Правда, пока на сайтах шведского ритейлера такой опции нет, но не было и заявления об отказе от этих планов. Вероятно, их пришлось скорректировать из-за пандемии.
В июле этого года онлайн-ритейлер Beliani запустил сервис «мебель по абонементу»: за 99 франков в месяц клиенты могут арендовать полную обстановку, в стоимость включены доставка, сборка и вывоз старой мебели. Срок действия абонемента 2 года, затем его можно продлить или выкупить мебель со скидкой. Beliani — не новичок на мебельном рынке. Свой первый интернет-магазин компания запустила в 2009 году, сегодня она работает в 17-ти европейских странах, так что решение о внедрении нового сервиса вряд ли можно рассматривать как непродуманное.
Еще один ветеран ритейла — британская сеть универмагов премиум-класса John Lewis (основана в 1864 году) — в партнерстве с маркетплейсом для аренды вещей Fat Llama тоже запустила этим летом сервис аренды мебели, ориентированный на миллениалов и представителей поколения Z. В «арендной коллекции» 50 предметов мебели — стулья, офисные и обеденные столы, мягкая мебель — каждый из которых можно арендовать на срок от 3 до 12 месяцев, аренда стула обойдется от 6 фунтов в месяц, трехместного дивана — от 32 фунтов. Новый формат решили опробовать и в Villeroy & Boch, правда, сейчас в аренду предлагается брать не мебель, а дорогую посуду, но сути дела это не меняет — идея шеринга овладевает бизнес-умами.
В России аренда мебели пока еще экзотика, услуга доступна только для организаторов ивентов, и по заоблачным ценам: к примеру, аренда дивана обойдется в среднем от 900 до 5000 рублей в сутки. Сложно понять, в чем причина: в отсутствии спроса или предложения. Конечно, мы — убежденные консьюмеристы, и нас трудно в этом винить: в конце концов, эпоха тотального дефицита закончилась не так давно, и обладание вещами для многих россиян по-прежнему важно. С другой стороны, услуга каршеринга в России очень востребована, то есть, в принципе, модель совместного использования возражений не вызывает.
Сергей Кудлик, коммерческий директор мебельной фабрики «ЭРА», считает, что в России нет спроса на услугу «мебельшеринга».
Покупка мебели — это «головная боль» арендодателя квартиры. Люди предпочитают арендовать жилье с мебелью, и, если владелец хочет получать доход с ренты, он должен вкладываться не только в ремонт, но и в оборудование квартиры. А если ты купил квартиру в ипотеку, и у тебя нет денег на обстановку, ты приобретешь мебель в рассрочку или поживешь на чемоданах, пока не появятся деньги для покупки мебели.
Рынок аренды мебели довольно узок, но он есть, говорит глава «Мебельторга» Сергей Яковлев.
Если говорить о масштабировании, то такая услуга могла бы быть интересна модной молодёжи в больших городах, или людям, приезжающим в те же большие города в длительную командировку или на обучение. Причина отсутствия этой услуги в России, на мой взгляд, в малой мобильности населения, неразвитости страхового рынка. Да и сами мебельные операторы пока не совсем понимают где в этой модели могут быть «зарыты деньги».
У CEO Blue Sleep Гоши Семенова иная точка зрения:
Если данная модель на Западе нашла свой рынок и показала, что у нее есть т. н. product market fit (соответствие продукта рынку) и масштабирование, то имеется и вероятность, что она может быть применена в России. Я думаю, что любая идея, тем более валидированная, может найти себе рынок клиентов даже в наших реалиях. Я не верю в то, что есть какие-то истории, которые не могут у нас работать, если только они не привязаны к узкоспецифическим этническим или религиозным вопросам. Здесь такого нет, рент-экономика у нас явно растет, и мы абсолютно точно привыкаем к этой модели. Следующий вопрос — исполнение этой идеи, вопрос команды, которая берет это и делает.