Рынок маркетплейсов становится настолько привлекательным, что начинает притягивать самых неожиданных игроков: вслед за банками туда потянулись и авиакомпании. Онлайн-канал продаж как таковой магазины беспошлинной торговли уже освоили: в том же Sky Shop пассажиры «Аэрофлота» и других партнерских компаний могут оформить заказ перед вылетом, а товары им доставят на борт самолета или привезут домой. Аналогичная опция есть и у других авиакомпаний: у всех теперь привычный ассортимент duty free — косметика, украшения, товары для путешествий и тому подобное — доступен для заказа онлайн. Но, похоже, только Singapore Airlines вышла за пределы сложившейся бизнес-модели и создала настоящий маркетплейс: на онлайн-площадке KrisShop сегодня представлено более 4000 наименований товаров, в том числе в категории «мебель и товары для дома». И если вы думаете, что под мебелью подразумеваются походные складные стульчики, то нет: тут есть полноценные столы, стулья и кресла, целые столовые группы, диваны, кровати и всевозможные комоды. В принципе, на маркетплейсе авиакомпании можно подобрать обстановку для всей квартиры (кроме кухни, этого пока нет). Сейчас доставка мебели осуществляется только в Сингапуре, но лиха беда начало!
Скорее всего, к развитию собственного универсального маркетплейса SIA подтолкнула пандемия: в прошлом году турбизнес катастрофически обвалился, соответственно, резко сократилось количество перелетов и упала выручка от продажи товаров duty free, из-за чего компания потеряла существенную часть доходов. Используя стратегию омниканальности, предприимчивые бизнесмены сумели превратить проблему в возможность и извлекли выгоду из взрывного роста интернет-торговли, обусловленного пандемийными локдаунами. Помимо расширенного предложения товарных категорий KrisShop начал ускоренными темпами привлекать новых партнеров, сократил время доставки (покупки привозят на дом в день прилета) и предоставил своим пассажирам возможность оплачивать часть суммы милями. В результате продажи KrisShop удвоились по сравнению с предыдущим 2019-м годом.
С 28 июня этого года SIA предлагает своим клиентам новый сервис: возможность совершения онлайн-покупок прямо в салоне самолета. В сотрудничестве с AirFree, Thales, and Panasonic Avionics авиакомпания разработала решение, позволяющее интегрировать платформу электронной коммерции KrisShop в бортовую развлекательную систему KrisWorld. Новый сервис предусматривает и услугу экспресс-доставки — пассажиры смогут заказывать товары за 60 минут до вылета. По словам генерального директора KrisShop Криса Пока, впервые в отрасли пассажирских авиаперевозок была использована технология связи «земля-воздух», дающая возможность обновлять информацию о наличии товаров на складе в режиме реального времени и позволяющая пассажирам совершать онлайн-покупки во время полета.