Основатель компании Mr. Doors Максим Валецкий выступил в роли футуролога, предупредив мебельщиков, что лет через пять все могут оказаться лишними в мебельном бизнесе, если не сумеют приспособиться к изменениям, которые несут с собой новые технологии.
Искусственный интеллект нас спасет
Называть ИИ интеллектом некорректно, считает Максим Валецкий, правильнее употреблять термин «нейросеть». Принцип работы нейросети заключается в подгонке решения задачи под заранее известный ответ. Например, у нас есть изображение собаки — это задача, и слово для ее обозначения — это ответ. Нейросети нужно понять, что данному изображению должно соответствовать данное слово. Нейроны, каждый из которых умеет производить только одно арифметическое действие, взаимодействуют между собой, и, за счет того, что их очень много, в результате находят правильную комбинацию. И эта способность нейросети - быстро перебирать бесконечное множество вариантов и находить среди них нужный — полезна мебельному бизнесу, если, конечно, правильно ее использовать.
ИИ и мебельный бизнес
У всех мебельных фабрик процесс взаимодействия с клиентами устроен примерно одинаково: покупатель приходит к дизайнеру, разрабатывает с ним проект, затем проект попадает к конструктору, тот готовит производственное задание и передает его на фабрику. Между заказчиком и фабрикой, как минимум, два профессионала высокого класса: дизайнер и конструктор. Последний исчезнет из процесса первым, если в производственную практику ввести нейросеть.
Чтобы Mr. Doors или любой другой компании, производящей мебель на заказ, на растущем рынке увеличить свои обороты в два-три раза, им ровно на столько же придется увеличить и штат конструкторов. Это долгий процесс, пока компании их найдут, рынок может измениться. Развитие отрасли сдерживается, в том числе, дефицитом квалифицированной рабочей силы. Но процесс разработки дизайна и производственного задания достаточно рутинный, и с ним вполне может справиться ИИ. Вместо немасштабируемого конструктора мы будем использовать ИИ, который изучит 100 тысяч шкафов, изготовленных Mr. Doors и 100 тысяч производственных заданий, подготовленных конструктором. И будет конструировать мебель.
Но дело не ограничится конструкторами. Второй в очереди на вылет — дизайнер. К 2025 году его тоже заменит ИИ, и результат будет лучше, потому что, исходя из поколенческих параметров, уровня дохода и информации о прошлых покупках, можно примерно понять, что понравится клиенту. Нейросеть сумеет сделать это лучше: она получит данные, накопленные в компании за последние 20 лет, и предложит новому клиенту примерно то же самое, что уже предлагали другим клиентам со схожими параметрами. Любые индивидуальные пожелания нейросеть тоже будет запоминать и в следующий раз предлагать клиенту продукты с учетом полученных новых знаний. К 2025 году процесс предложения мебели превратится в стриминг.
Итак, передача функций дизайнера и конструктора искусственному интеллекту — вопрос нескольких ближайших лет и некоторого количества денег.
Как попасть в новый дивный мир?
Это можно сделать при помощи трёх Д — Денег, Данных, Доверия. Деньги — не самая простая задача: на реализацию подобного проекта нужны сотни миллионов рублей. Данные у нас есть. Доверие… Это надо обсуждать с другими игроками рынка. Чем больше у нейросети входных данных, тем лучше она работает, и, следовательно, обмен данными — в интересах всех мебельных компаний. Будут ли конкуренты покупать данные друг у друга или вместе инвестируют в один стартап, который будет собирать данные и обучать нейронную сеть, — вопрос открытый. Но без коллаборации тут в любом случае не обойтись.