Sheffilton занимается производством столов, стульев, различных систем хранения и мебели малых форм современного дизайна для дома, офиса и сегмента HoReCa. Компания входит в группу ЭЛМАТ, которая присутствует на рынке более 30 лет и, помимо мебели, производит пластиковые профили, лицевую фурнитуру и пластиковые компоненты под брендом Plastigy, посуду и товары для дома под собственными торговыми марками Quinsberry, NuovaCasa, StockHaus и Korall, а также владеет логистическим бизнесом.
За 2022 год Sheffilton выросла на 70%, параллельно расширив инфраструктуру и увеличив количество производственного персонала на 30–35%. В штуках выпустили 722 тысячи изделий, 50% произведенных объемов — столы и стулья, 50% — мебель малых форм для организации хранения вещей в доме: журнальные столики, обувницы, напольные вешалки и тому подобное. По словам директора Юрия Шевченко, на сегодняшний день нет проблем с пониманием того, как расти дальше, проблема в другом: как обеспечить уже имеющийся спрос. Уход с российского рынка многих западных брендов обеспечил компании большой приток клиентов и дал новый импульс к расширению модельного ряда.
— В 2022 году мы очень активно занимались разработкой новых продуктов — необходимо было оперативно локализовать товары, доступ к которым оказался ограничен. Например, вы выиграли тендер, а в спецификации у вас импортные стулья. Вы понимаете, что теперь вы их не привезете. Вам срочно надо искать варианты в России: найти приличную компанию, которая впишется в вашу цену и сможет гарантировать ритмичность поставок и хорошее качество. А таких компаний в России, поверьте, не много. Сильной стороной нашего производства, — является сочетание нескольких хорошо развитых технологических компетенций: металлообработка, деревообработка, литье пластмассы под давлением и экструзия, различные технологии покрытий (порошковая краска, жидкие краски и лаки для дерева и пластика). Все это позволяет нам создавать очень разнородные и интересные решения, а это высоко ценят наши партнеры. За это время мы разработали массу новых моделей, причем, в основном, не для себя. Мы заметно расширили модельный ряд кофейных столиков, внедрили новые решения по стульям, столам и даже материалам — это все в ответ на запросы B2B заказчиков, включая такие компании как: «Леруа Мерлен», Lazurit, «Дядьково», «Мария», Burger King, «Додо Пицца» и многие другие.
Под растущий спрос необходимы соответствующие производственные мощности, и компания продолжает активно их расширять. Имеющиеся производственные площадки, — 8 000 кв. метров под изделия из металла и древесины и 6 000 под пластиковые, — будут увеличены за счет свободных площадей, которые ранее сдавались в аренду европейским компаниям автомобильного кластера. В начале 2022 года компания запланировала программу инвестиций на 80 млн рублей, и несмотря на развитие событий в стране и на рынке, полностью реализовала ее. Основная задача — повышение автоматизации и, как следствие, производительности и качества.
— Мы приобрели два роботизированных сварочных комплекса, которые призваны обеспечить стабильное и управляемое качество сварных швов. Линию лазерной резки трубы, — по своему, уникальное оборудование, которое только недавно стало появляться на российских предприятиях, — оно открывает совершенно новые технологические возможности в проектировании изделий. Также было закуплено новые прессовое оборудование, комплекс лазерного раскроя и гибки металлического листа и новейший токарный-фрезерный комплекс для обработки деревянных деталей, в т.ч. со смещенной осью вращения и много всяких других «мелочей», призванных обеспечить выход производства на другой уровень. На этот год у нас также запланирован ряд серьезных инвестиций.
Основные каналы сбыта, которые будут и дальше развивать в Sheffilton — это ритейл и HoReCa. Самый важный канал — ритейл, под ним понимаются сетевые мебельные магазины, принадлежащие крупным компаниям, таким как Askona, Lazurit, «Дятьково», «Мария», а также крупным региональным игрокам.
Второй по значимости — HoReCa, здесь у компании наработан большой опыт: несколько лет Sheffilton поставляет мебель в KFC, Subway и сотням ресторанов по всей России. Сейчас ведутся переговоры с сетью «Вкусно и точка», «DoDo Pizza». Оригинальные стулья Vitra, которыми оснащались рестораны McDonalds, на российский рынок больше не поставляются, и сеть ищет адекватную замену. Пластиковые стулья от Sheffilton по уровню исполнения и концептуально похожи на Vitra, но, что важно, на них имеется патент, в отличие от китайских реплик.
На маркетплейсах продукция Sheffilton представлена многими игроками, присутствующими на Wildberries и Ozon.
С несетевой розницей тоже работают, но не рассматривают этот канал как приоритетный и перспективный.
— Этот канал самый сложный, и у нас он самый малочисленный. Во-первых, обработка заказов таких каналов всегда обходится дороже. Во-вторых, трудозатраты на поиск отдельных магазинов в регионах всегда будут больше, чем на сетевую розницу. Традиционно наша модель бизнеса была такова, что мы, как часть группы компаний, имели доступ к любому региону даже тогда, когда транспортных компаний на рынке не было. Таким образом, наличие дилера в регионе не имело смысла, и весь наш опыт взаимодействия с дилерами оказался негативным.
— Я считаю, что несетевая розница с каждым годом будет сокращаться все сильнее и сильнее. В течении 10–15 лет какие-то магазины станут частью крупных сетевых игроков, а какие-то займут нишевые сегменты (например изготовление «на заказ», работа со специфическими материалами и т.п.), которые не интересны сетевикам. Уже сейчас мы можем наблюдать, как сократилось число несетевых мебельных магазинов. Будет абсолютное повторение модели развития продуктового ритейла. Посмотрите вокруг — много ли вы увидите независимых продуктовых магазинов или даже региональных продуктовых сетей? А вспомните лет 15 назад! На моя взгляд, не стоит делать ставку на этот канал, если у тебя хватает ресурсов и квалификации, чтобы работать с сетевыми игроками.
А вот поработать с дизайнерским каналом было бы интересно, — говорит Юрий Шевченко, — но это пока задача на перспективу. А сейчас компания готовится к выставке INDEX в Дубае и создает специальный модельный ряд, в частности уже появились разработки дизайнерских столиков с подсветкой.
Личный прогноз Шевченко на 2023 год скорее позитивный — спустя год неизвестных переменных становится все меньше, и формируется понятная модель развития. Пока вектор развития компании не входит в противоречие с прогнозом: за январь продажи мебели выросли на 53% год к году, с неплохим плюсом отработали первый месяц направления пластиковых профилей и фурнитуры.
— Я не стал бы драматизировать ситуацию, не думаю, что у россиян резко закончатся деньги и спрос стремительно упадет. Если этот сценарий и реализуется, то это будет постепенно а не лавинообразно, и, опять-таки, в первую очередь пострадают мелкие игроки. В наших прогнозах развития мы закладываем рост. Конечно, не такой амбициозный, как в 2022-м, но очень даже неплохой.