На днях президент Askona Life Group Роман Ершов дал интервью телеканалу «Мир 24», в котором, помимо всего прочего, сообщил о пересмотре инвестиционных планов компании. Озвученная им информация внезапно вызвала волну противоречивых трактовок и предположений в отраслевых кругах. Больше всего вопросов возникло относительно кухонного проекта, который «Аскона» запустила год назад.
— Получив сотое сообщение, начинающееся со слов «Неужели вы закрываете кухонный проект?», я понял, что надо дать дополнительные пояснения, в том числе и относительно некоторых сторон нашей инвестиционной деятельности.
До пандемии Askona Life Group держала на прицеле несколько крупных инвестиционных проектов, многие из которых не имели прямого отношения к мебельной индустрии. У нас зрели идеи по развитию Особой Экономической Зоны Доброграда, мы сформировали собственный стартап-акселератор, задумывались о сельскохозяйственном бизнесе. Не скажу, что мы сейчас отказались от всего, что планировали. Но уровни приоритетности поменяли. Какие-то проекты стоят на временной паузе, какие-то переосмысливаются в связи с новыми экономическими обстоятельствами.
Переосмыслению подвергаются и наши внутренние инвестпроекты. В прошлом году мы запустили сразу три новых бизнеса: «Аскона Кухни», салоны Sleep 8 и стартап персонализированных товаров для сна Beyosa. Первый развиваем только в России, второй — в Европе, третий — как в России, так и в Европе. Сразу отмечу, ни один из этих бизнесов закрыт не будет.
Проекту «Аскона Кухни» скоро год. Из трёх новых направлений это не только самое устоявшееся, но и принципиально новое для нас. Кухонный бизнес планировали развивать по розничной модели «Асконы». Стратегически целились на большую федеральную сеть с двумястами магазинами, большим рекламным бюджетом и прочим. К началу коронакризиса успели открыть пять площадок в Москве. С кухнями мы стартовали достаточно бодро, но уже на третьем месяце работы столкнулись с целым рядом проблем, решение которых требовало пересмотра отношений с поставщиками и перенастройки операционных процессов. Мы уже прописали план изменений, но тут случилась «корона». Полтора месяца карантина и сопутствующие ему «военные» операции, нацеленные на спасение компании, заставили нас по-новому посмотреть на традиционные модели бизнеса.
Жизнь изменилась. Мы и наш самый важный актив — розничную сеть «Аскона» — переформатируем уже сейчас. На ходу. Очень быстро идем к тому, чтобы стать настоящей интернет-компанией. Вот несколько вводных. Сейчас середина мая, падение продаж в собственной розничной сети «Аскона» составляет минус 27% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В апреле мы сработали — минус 42%. Это аномальный случай: все мебельные ритейлеры знают, что май — один из худших месяцев сезона. Но не сегодня. Внутри компании мы уже шутим: если не откроют торговые центры, мы, вероятно, сработаем «в ноль» в июне.
Инструменты дистанционной торговли дали нам возможность выйти на прямой контакт с потребителем, минуя самый главный элемент розничной системы — магазин. Вопрос о целесообразности содержания дорогостоящих торговых площадок — следующий на повестке. В свете этих новых жизненных реалий проект по открытию двухсот кухонных салонов просто не имеет смысла. Нужна новая модель, новый проект, новое решение. Вчера я провёл финальный zoom meeting c розничной командой «Асконы», и мы приняли несколько важных решений, которые считаю правильным озвучить. Мы точно останавливаем проект «Аскона Кухни» в его прошлой конфигурации. Наша стратегическая задача — найти оптимальную концепцию, которая обеспечит лучший потребительский опыт. Если нас устроят арендные условия торговых центров, где сейчас расположены студии «Аскона Кухни», то мы оставим эти магазины. Но с планами федеральной экспансии подождём до тех пор, пока не определимся с новой концепцией. Для этого нам нужно изучить лучшие мировые практики, внедрить их у себя, протестировать. В одном можно не сомневаться: новая модель кухонного проекта будет полностью адаптирована для онлайна.