Прошлогодний уход из России западных производителей мебельных комплектующих, и прежде всего, Blum, вызвал мощный афтершок на рынке. Адаптировалась ли отрасль к новым условиям теперь, спустя год с небольшим? Мы поговорили об этом с практикующими экспертами — компанией Amix из Санкт-Петербурга, которая более 20 лет занимается поставкой комплектующих и снабжает фабрики всем необходимым для производства мебели.
Помимо собственно СТМ Amix и FIT, компания занимается дистрибуцией известных европейских брендов, таких как Hettich, Kesseboehmer, Alveus, Viefe, Samet, Unihopper, Opes, Giusti. В портфолио есть и ряд российских брендов, среди которых ЮММ-Техно, Валмакс, Гранфест и Florentina. Что до китайских поставщиков, то единственный бренд, выступающий под собственным именем — это Unihopper, остальные пока не выражают намерений выходить на российский рынок под своими марками.
У «Amix» имеется широкий пул партнеров по всей России, которые не являются дилерами в классическом понимании — это и дистрибьюторские компании, владеющие большими магазинами, и профессиональные дистрибьюторы, которые работают с несколькими продавцами комплектующих.
Непосредственные клиенты «Amix» — это преимущественно мелкие и средние производители мебели на заказ, но есть и несколько крупных ключевых партнеров, среди которых «Вардек». Ситуация по игрокам мебельного рынка очень неравномерная — одни резко выросли и перешли из «маленьких» в лигу «больших», а есть большие, у которых продажи заметно упали, а кто-то и вовсе разорился.
В «Amix» никогда не делали ставку на несколько ключевых клиентов, и нынешняя турбулентность на рынке подтверждает, что тактика была правильной. По словам директора по маркетингу Андрея Чиркова, ни один из покупателей не обеспечивает оборот больше, чем на 5%, поскольку для компании стратегически важно иметь как можно больший портфель клиентов, минимизируя тем самым возможные риски.
В «Amix» утверждают, что из-за ухода Blum и снижения активности ряда других европейских брендов никакого резкого переформатирования российского рынка комплектующих не случилось. Изменения происходят, но начались они задолго до февраля 2022-го, поскольку большинство европейских производителей (за исключением Blum и Hettich) и прежде не занимали серьезных позиции в России.
— Европейские производители мало что делали для укрепления своих позиций на нашем рынке. Например они не очень любили работать со стоками. Большинство из них настаивало на том, чтобы чтобы заказы у них размещались за несколько месяцев вперед — такая стратегия ограничивала рост продаж даже во времена, когда проблем с логистикой не было. Но такая политика прямо влияет на продажи. Если я заказываю товар сегодня, а приходит он, скажем, через 4 месяца, сбыт по этим позициям в целом будет вялым, ведь клиенты (фабрики) попросту не успевают привыкнуть к брендам. Я говорю о тех производителях (а их было довольно много), которые не держали складов в России, видимо, потому, что не рассматривали наш рынок как стратегический.
— Другое дело — Hettich и Blum. Эти компании создали склады в России и это обстоятельство обеспечило их рост на российском рынке. Например у нас когда-то были опасения, что с открытием склада Hettich в Санкт-Петербурге мы больше не сможем работать как их дилер, но стало только лучше — нас стали быстрее снабжать. Hettich, как мы знаем, остался на российском рынке. Более того, компания нарастила объёмы сбыта. И это невзирая на маркетинговую тишину. Но вместе с тем, мы не можем не отметить, что на смену европейскому предложению — идет китайское.
Китайские марки тоже появились на российском рынке не вчера. Они стали заходить на российский рынок еще в 2017 году. С тех пор они постоянно наращивают объемы продаж. Причем, это касается не только фурнитуры и направляющих, но и других мебельных компонентов
Более того, если ранее европейские бренды проигрывали китайским только по цене, то сегодня уже нельзя говорить и об абсолютной гегемонии европейцев по качеству, говорит Андрей Чирков.
— В Китае сейчас довольно много производителей фурнитуры. Несмотря на то, что это не самая высокотехнологичная отрасль в стране, она все-таки подтягивается за технологическими лидерами. Как и в других отраслях, в фурнитурной есть компании, которые хотят развиваться и имеют для этого достаточно денег и знаний. Это и Unihopper, и DTC, и Garis. Сегодня эти бренды серьёзно продвинулись по части инноваций. У них настолько жесткая конкуренция, что они вынуждены внедрять разработки других индустрий: станкостроительной, IT и других. Степень автоматизации производств очень высокая.
Если раньше китайские производители фурнитуры работали на импортных станках, то теперь заводы оснащены оборудованием местного производства, качество которого ощутимо выросло. Плюс стремятся максимально локализовать у себя производство деталей и компонентов, чтобы свести к минимуму зависимость от поставщиков и иметь возможность контролировать качество.
Компании, нацеленные на развитие, инвестируют теперь уже не только в производство, но и в маркетинг. Теперешние шоурумы — уже не скромные помещения с выкладкой комплектующих, а полноценные интерьерные решения формата IKEA, где в отдельных зонах представлены комплексные решения для кухонь, гостиных, спален. Дизайнер в штате — обычное дело не только для крупных компаний, но и для небольших производств, причем нанимают китайцы европейских дизайнеров, которые лучше понимают, что именно нужно европейскому покупателю.
— В Китае есть компании, у которых ассортимент шире, чем у европейских брендов, при этом изделия не уступают ни по дизайну, ни по качеству. Они готовы постоянно выпускать новинки по несколько серий, и у них есть для этого возможности. Например, у компании Unihopper, с которой мы работаем, новые решения появляются раньше, чем у наших мебельщиков возникают запросы. Что еще важнее, Unihopper в состоянии сделать комплексное предложение — все виды ящиков и петель, все наполнение для кухонь и гардеробных, включая бессчетное количество аксессуаров.
Большая клиентская база «Amix» позволяет получить достаточно достоверную картину состояния мебельного рынка, и пока она скорее внушает оптимизм. Конечно, никакие долгосрочные прогнозы в нынешних условиях невозможны, однако в моменте все обстоит неплохо: дефицита ассортимента нет, а продажи мебельных комплектующих сравнении с 2021 годом выросли — за первое полугодие рост составил +35% в USD. Увеличение продаж Андрей Чирков объясняет несколькими причинами, главные из которых — активизация мебельщиков на маркетплейсах, выгодный курс рубля и (куда ж без этого) уход IKEA.