AliExpress объявила о том, что больше не будет брать комиссию с селлеров, если они приводят покупателей с собственных сайтов, страниц в социальных сетях или из рекламы — таким образом маркетплейс хочет поддержать российский малый бизнес, дав ему возможность быстро развить свой магазин на AliExpress за счет первых покупателей, привлекаемых через собственные каналы продаж. Продавцы смогут бесплатно использовать инфраструктуру торговой площадки, единственное, за что они должны будут платить — это логистика.
Ранее в прессе появлялись сообщения о том, что для AliExpress Россия является крупнейшим рынком, впрочем, в самой компании комментировать это отказались. Между тем, материнская компания онлайн-ритейлера, Alibaba Group, всерьез нацелилась на завоевание европейского рынка, рассчитывая потеснить здесь Amazon и крупных локальных игроков. До сих пор Alibaba воспринимается в Европе как площадка для поиска дешевых товаров, предлагаемых на AliExpress, — маркетлейс Tmall с его Luxury Pavillion и стриминг-платформа для шопинга Taobao Live европейскому покупателю практически неизвестны, — и в компании хотят переломить ситуацию.
С 2018 года Alibaba развивает международный транспортный хаб в бельгийском городе Льеж. В настоящее время там полным ходом идет строительство грузового терминала площадью 33 тысячи кв.м. Логистический комплекс в центре Европы должен облегчить доступ китайским селлерам AliExpress к европейским потребителям и стимулировать европейских продавцов использовать платформы Alibaba для проникновения на рынок Китая.
В настоящее время перед Alibaba Group стоит задача изменить имидж площадки AliExpress в глазах европейских потребителей и повысить ее узнаваемость в Европе, сейчас на ее долю приходится от 2% до 5% европейского e-commerce. В качестве тестовой страны компания выбрала Испанию, где с прошлого года активизировала продвижение AliExpress, чтобы привлечь испанских ритейлеров и выйти на рынок элитных товаров. Тем не менее, желаемой цели пока достичь не удается, и, может статься, что для этого потребуются слишком дорогостоящие PR-усилия, которые в итоге не окупятся.
Alibaba может попробовать зайти с другой стороны и внедрить на одной из своих локализованных европейских платформ инновационные технологии и функции, используемые в Китае, например, стриминговую модель продаж, в этом случае у компании появятся хорошие шансы. Однако, если Amazon и другие западные платформы тоже начнут предлагать своим клиентам аналогичные сервисы, путь Alibaba в Европу может стать намного сложнее и дороже.