Без QR-кодов скоро будет не обойтись никому, «Опора России» предлагает признать ритейл отраслью, пострадавшей от коронакризиса, и оказать ему поддержку, ФАС начнет мониторить необоснованный рост цен на древесные плиты и ЛКМ, Egger приступает к модернизации мощностей в Шуе, маркетплейсы отчитываются о результатах «Дня холостяка», а россияне все чаще берут микрокредиты «до зарплаты».
QR-коды навсегда
Плохая новость для противников вакцинации: оперштаб по борьбе с коронавирусом подтвердил СМИ, что совместно с профильными ведомствами разрабатывает законопроекты об обязательных QR-кодах для посещения магазинов и кафе и для пользования общественным транспортом. Когда законопроекты будут внесены в Госдуму, пока неизвестно, но сомневаться в том, что они будут приняты, не приходится. Предполагается, что мера будет действовать до июня 2022 года.
В ряде российских регионов такие ограничения уже вводят, не дожидаясь принятия законов. Проезд на общественном транспорте только при наличии QR-кода введен в Татарстане и в Волгоградской области, в Амурской области с 15 ноября код понадобится для посещения банков.
Павел Люлин, руководитель оргкомитета управляющих компаний в «Ассоциация АКОН», не сомневается, что законопроект будет быстро принят, но полагает, что действие закона может быть продлено после 1 июня 2022 года. Есть вопрос и со статусом сотрудников, на которых будет возложена обязанность проверять QR-коды у посетителей розничных торговых точек: «Судя по валу гнева, который обрушился на таких вынужденных контролеров, статус действительно нужно прояснить». Сами ритейлеры отнюдь не рады новой обязанности: многим придется изобретать новые должности, под которые не предусмотрены штатные единицы и зарплаты.
Там, где QR-коды для посещения магазинов уже введены, граждане негодуют: жители Приморья призывают в соцсетях бойкотировать Leroy Merlin. Шутки шутками, но и без бойкотов посещаемость торговых центров может упасть вполовину. Михаил Кучмент пишет на своей странице в Facebook, что за время вынужденных каникул компания потеряла от 20 до 50% продаж в тех регионах, где введены QR-коды. Тем не менее, работать по QR-кодам в любом случае лучше, чем стоять полностью закрытыми, считает Михаил Кучмент.
Руководитель сети хобби-гипермаркетов «Леонардо» Борис Кац не без оснований предполагает, что закон о QR-кодах привычно будут саботировать на местах как администрации ТЦ, так и ритейлеры. «В российской традиции „строгость законов компенсируется полной необязательностью их исполнения“. В итоге мы разорим законопослушный ритейл и ничего не добьемся с вакцинацией…», — делает вывод Борис Кац.
Между тем, медленные темпы вакцинации и пренебрежение мерами защиты уже стали причиной рекордного падения уровня продолжительности жизни россиян: по этому показателю наша страна заняла печальное первое место среди 37 стран с высокими доходами и доходами выше среднего. Продолжительность жизни у мужчин в России сократилась на 2,33 года, у женщин — на 2,14 года.
Россияне, уже имеющие QR-коды, 8 ноября обнаружили, что их коды обнулились из-за сбоя на портале «Госуслуги» (предположительно, связанного с введением новой формы сертификата о вакцинации). Позднее этой сбой был устранен, однако он стал не единственным, произошедшим на прошлой неделе: 11 ноября пользователи портала не могли войти в личный кабинет и в мобильное приложение.
Льготные кредиты и льготные налоги
За первую неделю действия программы ФОТ3.0, направленной на поддержку малого бизнеса, наиболее пострадавшего от коронавирусных ограничений, компании подали более 16,5 тысяч заявок на общую сумму 74 млрд рублей. Всего на программу льготного кредитования выделено более 75,5 млрд рублей. Кредиты выдаются под 3% годовых, а для тех предприятий, которые получили кредиты на первом этапе действия программы, срок погашения продлевается с 6 месяцев до 1 года. Главное условие для участия в программе — сохранение не менее 90% рабочих мест.
Воспользоваться льготным кредитом могут предприятия гостиничного бизнеса, музеи, кинотеатры, фитнес-центры, стоматологии и т.п. Общественная организация «Опора России» предлагает распространить действие программы ФОТ 3.0 на непродовольственную розницу. По словам президента «Опоры России» Александра Калинина, этот сектор значительно пострадал от коронавирусных ограничений, но поддержки не получил.
Законопроект о распространении механизма единого налогового платежа (ЕНП) на организации и ИП принят Госдумой во втором чтении. Согласно законопроекту, организации и ИП смогут в период с 1 июля по 31 декабря 2022 года на добровольной основе уплачивать налоги, сборы, штрафы и т.п., за исключением госпошлины, единым налоговым платежом, при этом налоговый орган самостоятельно производит расчет перечисленных средств в счет обязательств плательщика. Механизмом ЕНП смогут воспользоваться те налогоплательщики, которые произвели с налоговыми органами сверку счетов. Чтобы воспользоваться особым порядком уплаты налогов и других платежей, надо будет подать заявление в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения организации или проживания ИП.
Автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика» разработала предложения по расширению ответственности цифровых экосистем за товары и услуги, пишут «Ведомости». Собеседники издания пояснили, что экосистемы должны будут контролировать качество товаров и услуг, равно как и их соответствие требованиям закона «О защите прав потребителей». За цифровыми системами станет следить Роспотребнадзор, который, согласно предложениям, получит право инициировать внесудебную блокировку страниц, содержащих информацию о продукции, не отвечающей требованиям закона. За неисполнение требований о блокировке на юридические лица будут налагаться штрафы.
За 9 месяцев 2021 года МСП заключили рекордное количество контрактов на госзакупки по 223-ФЗ — в общей сложности 334 тысячи на сумму 2,8 трлн рублей. Доля МСП в общей сумме контрактов достигла 30,9%. Лидерами в абсолютных цифрах стали компании из Москвы (более одного триллиона рублей), Санкт-Петербурга (291 млрд) и Московской области (181 млрд). Самые высокие темпы прироста объемов закупок продемонстрировали Ненецкий АО (+232%), Амурская и Рязанская области (+125% и +113%), Калмыкия (+84%), Удмуртия (+64%), Алтайский край (+61%), Татарстан (+61%) и Крым (+60%). Вырос уровень конкуренции: на каждый тендер пришлось в среднем 2,4 претендента, тогда как годом ранее их было менее 2-х.
На мебельном рынке и около
Мебельному сектору следует выразить горячую признательность строительному лобби: во многом благодаря их усилиям ФАС создает реестр производителей стройматериалов, с помощью которого станет, в частности, контролировать необоснованный рост цен. В реестр, среди прочих, попадут производители древесных материалов, ЛКМ и первичных полимеров.
Egger собирается инвестировать в модернизацию своего завода в Шуе 300 млн евро. Соглашение о намерениях реализовать крупный инвестпроект подписали глава региона Станислав Воскресенский и полномочный представитель руководства компании Томас Ляйссинг. В ходе модернизации планируется удвоить мощности и переоснастить производство с учетом современных требований к защите окружающей среды. К 2024 году на предприятии будет создано 100 новых рабочих мест (в настоящее время на заводе в Шуе работают свыше 370 человек). Помимо инвестиций в собственно производство, компания намерена направить 9 млн рублей на развитие социокультурных проектов в регионе.
Две недели назад владельцы бренда IKEA предупредили о повышении цен на свою продукцию в 2022 году. Гендиректор российского подразделения компании Понтус Эрнтелл поспешил успокоить наших граждан и заверил их, что в российских магазинах цены повышаться не будут. Сейчас более половины товаров для «ИКЕА Россия» производятся внутри страны, и за счет этого удастся сгладить перебои в глобальной цепочке поставок.
Между тем, российский сегмент DIY испытывает дефицит товаров для дома из-за сбоев в цепочках поставок и закрытия небольших магазинов. Не хватает штор, корзин для белья, скатертей, мебели и некоторых позиций бытовой техники немецкого производства, а цены на мебель выросли на 25–40%. Трудности с ассортиментом периодически возникают даже у «Леруа Мерлен»: проблему решают путем замены на локальных поставщиков или на альтернативные импортные товары. Другие игроки рынка тоже отмечают, что нехватка товаров на складах у крупных ритейлеров вызвала рост спроса на товары отечественных производителей более низкого ценового сегмента.
Решением Ленинградского управления ФАС приостановлено определение поставщика мебели для зала заседаний Заксобрания Ленинградской области. Ранее была признана победившей единственная поданная заявка от «Первой мебельной фабрики». Заминка произошла из-за вмешательства индивидуального предпринимателя Руслана Сергеева из Ярославля, который подал жалобу в ФАС, указав на неконкретное техническое задание, не дающее «никакого представления о товаре». Если претензии Руслана Сергеева ФАС признает необоснованными, Заксобрание Ленобласти заключит с «Первой мебельной» контракт на сумму 26,3 млн рублей.
Между «Днём холостяка» и «Черной пятницей»
У е-commerce вся прошлая неделя прошла под знаком большой распродажи 11.11, которая в странах Азии именуется «Днём холостяка». Российские маркетплейсы отчитались о рекордных выручках: помогли «нерабочие» дни и выработанная у граждан за время пандемии привычка покупать в онлайне. Все побили рекорды предыдущего года. Wildberries приняла на 4,5 млн. заказов больше, чем в 2020-м. С 28 октября по 13 ноября покупатели оформили заказов на 89 млрд рублей. Около 70% заказов пришлось на регионы, 30% — Москву и область. Ozon увеличил продажи в пять раз год к году. Оборот локального бизнеса AliExpress вырос на 136% и превысил 13,4 млрд рублей. Самыми популярными категориями по количеству заказов стали товары для дома и сада, электроника и телефоны, товары для красоты и здоровья, ювелирные изделия и аксессуары. Самыми растущими категориями по количеству заказов на AliExpress стали продукты питания (9041%), чистящие средства и средства для уборки (314%), товары для животных (79%), детская еда (134%), мебель (99%) и товары для дома (87%).
Мебельные онлайнеры тоже принимали участие в 11.11. Диван.ру, к примеру, продал на 50% больше, чем в среднестатистические дни.
Между тем, пережив «День холостяка», начали готовится к «Черной пятнице». Чего от нее ожидать выяснял портал SuperJob. Был проведен опрос пользователей, намерены ли они совершать покупки в «черную пятницу», и если да, то что планируют купить. Каждый восьмой респондент собирается что-нибудь купить, ожидаемый средний чек — 18,5 тыс. рублей. На открытый вопрос «Какие товары/услуги вы планируете приобрести в «черную пятницу» никто из опрашиваемых не назвал «мебель», хотя в 2020-м году мебель планировали купить 2%, а в 2019-м — 5%. Считают «черную пятницу» обманом покупателей 65% респондентов, больше всех доверяет распродаже молодежь в возрасте до 24 лет (31%), самые скептически настроенные — люди старше 45 лет (8%).
Кредиты «до зарплаты» — российский тренд
По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), в течение января- октября 2021 года россияне взяли 15,8 млн кредитов наличными. Это больше, чем за весь прошлый год (14,5 млн кредитов). По сравнению с аналогичным периодом 2020-го года количество кредитов выросло на 36%. Наибольший рост выданных кредитов зафиксирован в Татарстане (+44%), Иркутской области (+43%), Московской и Тюменской областях (по +41%), Ростовской области, Башкирии и Москве (по +40%). На динамику не повлияло даже повышение ключевой ставки, до конца года общее количество выданных кредитов наличными достигнет 20 млн, считают в ОКБ.
Россияне перестали платить по каждому второму займу «до зарплаты», сообщает Центробанк. При этом доля просроченной задолженности снизилась — ранее она составляла 60%. Просрочка по рынку микрофинансирования в среднем составляет 28%, а по payday loan — около 55-57%. При этом займы «до зарплаты» стали брать чаще: по итогам первого квартала их общее количество выросло до 6 млн единиц. Больше всего микрозаймов берут жители Московского региона и Краснодарского края. Основные микрозаемщики — это работники торговли (22%), сферы услуг (17%) и производства (16%).
Задолженность россиян по ипотеке за год выросла на 27% и по состоянию на 1 ноября составила 11,5 трлн рублей. Доля просроченной задолженности по-прежнему 0,6%. В структуре ипотечной задолженности первое место по удельному весу принадлежит Москве (13,8%) и Московской области (8,7%).