В Минприроды вынашивают планы по включению мебели в список товаров, подлежащих обязательной утилизации. Игроки большой тройки E-commerce и примкнувший к ним KazanExpress отчитались по итогам работы за год — выросли все невероятно, а ярославский мебельный центр развозит врачей к ковидным пациентам.
Вести от властей
В Минэкономразвития обсуждается проект поправок, позволяющих упростить процедуру добровольной ликвидации недействующего бизнеса. Сейчас, чтобы официально закрыться, юрлица и ИП, у которых есть сотрудники, должны пройти сложную процедуру из девяти этапов, на которую уходит от нескольких месяцев до полутора лет. Согласно готовящимся изменениям, малый и средний бизнес сможет закрывать юридическое лицо, подав в ФНС лишь одно заявление о прекращении деятельности, на основании которого налоговая служба сама проведет все необходимые для ликвидации процедуры — проверит наличие задолженностей, судебных запретов, незавершенных камеральных проверок. Процесс рассмотрения заявления займет не более пяти дней, следует из текста инициативы. Однако для использования упрощенной схемы предпринимателям понадобится выполнить нескольких условий: расплатиться с долгами и уладить ряд формальностей.
Мебель может войти в перечень товаров, обязательных к переработке. Минприроды решило расширить перечень утилизируемых товаров и поэтапно повысить нормативы утилизации отходов от их использования: проект постановления правительства с такими изменениями ведомство подготовило совместно с Российским экологическим оператором (РЭО). Технологические решения для переработки данных товаров существуют и применяются как в России, так и в мире.
Федеральная таможенная служба (ФТС) России и Главное таможенное управление Китайской Народной Республики (КНР) подписали Протокол о взаимном признании статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). В рамках его реализации таможенные ведомства двух стран будут обмениваться необходимой информацией об организациях, имеющих в России и Китае статус УЭО, в целях предоставления на этапе таможенного декларирования и выпуска товаров специальных упрощений при прямых поставках между УЭО.
Рапортуют все!
Ozon отчитался за 2021 год: оборот от продаж (GMV) увеличился по сравнению с предыдущим годом более чем в два раза и достиг 445 млрд рублей, превысив планы компании на 5%, а доля маркетплейса возросла до 65% против 48% в 2020 году.
Количество заказов увеличилось почти втрое и превысило 220 млн, ассортимент площадки вырос более чем в семь раз. Втрое увеличилось число активных продавцов на площадке, количество покупателей за год выросло с 13,8 млн до 25 млн. К концу 2021 года площадь складов, сортировочных центров и дарксторов Ozon составила около 1 млн м², что почти в три раза больше, чем в 2020 году.
По итогу календарного 2021 года «AliExpress Россия» остаётся самым посещаемым в России маркетплейсом с ежемесячной аудиторией более 35 млн человек.
Оборот маркетплейса «AliExpress Россия» (GMV), без учета услуг, вырос за год до 306 млрд рублей (+ 46%),
при этом оборот российских продавцов увеличился почти в 2,3 раза — до 110 млрд рублей.
В прошедшем году общее число заказов составило 309 млн, средний чек вырос за год более чем на 20%.
Количество уникальных покупателей за год составило более 28,7 млн человек, количество уникальных пользователей выросло на 31% до 80,2 млн, а общая зарегистрированная аудитория насчитывает более 200 млн пользователей.
Общее число продавцов увеличилось на 69% за год и уже превышает 400 тыс. Количество же российских продавцов выросло почти в три раза за год и составило 102,5 тысячи.
Объем продаж маркетплейса KazanExpress, контрольная доля в котором принадлежит «AliExpress Россия», в 2021 году увеличился на 542% и составил 9 млрд рублей, без учета услуг.
Количество заказов на площадке выросло до 14 млн, что на 470% выше результата прошлого года. Число городов присутствия компании увеличилось в пять раз: с 23 до 115, при этом самое большое количество заказов в прошлом году поступало из Казани, Уфы и Самары. Количество пунктов выдачи заказов за год выросло с 73 до 450. Численность сотрудников за год увеличилось с 592-х человек до 4 804-х, а число продавцов маркетплейса выросло на 169% до 12 500 человек.
Тенденции
По оценке Data Insight, в 2020 году российский рынок e-commerce рос быстрее, чем во всем мире: рост составил 58%. И эксперты считают, что онлайн-торговля может уже к 2025 году увеличить свою долю в российском ритейле с нынешних 9% до 18-25%. Однако это вовсе не исключает развитие офлайн торговли.
Как показывают результаты исследования «Технологии в розничной торговле», проведенного Dsight совместно с X5Group, Hoff и Holodilnik.ru, инновации для повышения эффективности продаж востребованы не только маркетплейсами, но и офлайн-магазинами. Так, в 2021 году были открыты новые форматы магазинов, удовлетворяющие спрос на удобство, впечатления и новый клиентский опыт: магазины без кассиров, фиджитал-сторы (Hoff), концепт-сторы (Askona) и др. Крупнейшие игроки отрасли сходятся во мнении, что вектор развития российского ритейла направлен в сторону омниканальных бизнес-моделей, оптимально совмещающих офлайн- и онлайн-форматы.
Аналитики консалтинговой компании Knight Frank подвели итоги 2021 г. на рынке торговой недвижимости: в России было введено в эксплуатацию 901 800 кв. м новых торговых площадей — это самый высокий показатель за последние 5 лет, причём более половины торговых центров, заявленных к открытию, были реализованы не в Москве и Санкт-Петербурге, а в региональных городах.
Отраслевые новости
Отрасль наша особо публичностью не балует. А между тем, из сообщений Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю следует, что с начала 2022 года из Удмуртии отправлено 13188 шт. изогнутых заготовок спинок кресел из фанеры в США и Германию и 15000 штук стульевых рамок из древесины в Армению. А в начале февраля в США было отправлено 63222 штук деталей мебели, предназначенных для сборки кухонных гарнитуров.
В Башкирии промпроизводство за 2021 год выросло почти на 8 процентов, причем темпы роста к концу года многократно возросли: за минувший декабрь индекс достиг 117,3% в сравнении с аналогичным периодом 2020-го. Среди отраслей, продемонстрировавших наиболее впечатляющие результаты, мебельная, — производство выросло в 1,7 раза.
Резидент Свободного порта Владивосток (СПВ) ООО «ФорестГранд» в тестовом режиме запустил линию по производству шпона из твердых пород древесины. Объем производства составит 20 тыс. кубометров в год после выхода линии на полную мощность уже этой весной. Готовую продукцию предприятие планирует реализовывать как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Следующим этапом планируется запуск линии шпона из мягких пород древесины. Компания уже инвестировала в проект создания лесоперерабатывающего комплекса в Приморье 823,1 млн рублей, а с учетом дальнейшего развития, объем вложений возрастет до 1,54 млрд рублей.
Ярославский профильный центр «МебельМаркт» присоединился к волонтерскому движению «Мы вместе» в Ярославле: машины в фирменном стиле компании доставляют врачей к больным. В Ярославской области ситуация остается напряженной: количество заболевших каждый день бьет рекорды, больницы переполнены, врачи не справляются с повышенной нагрузкой. «Сейчас все мы живем в очень изменившемся мире. Пандемия не просто ограничила наши передвижения — многие потеряли своих близких, друзей, родных. Мы надеемся, что наше участие в акции не только поможет врачам победить коронавирус, но и подтолкнет на добрые дела других. С помощью автоволонтеров медики смогут посетить в два раза больше пациентов», — сообщает на своей странице в фейсбуке владелец «МебельМаркта» Юрий Титов.