Вирусы мутируют быстрее, чем принимаются законопроекты: штамм новый, подходы старые. Однако тем мебельным компаниям, которые оперативно и грамотно используют новые потребительские предпочтения, никакие QR-коды не страшны.
Заход третий, теперь с «омикроном»
Правительство не поспевает за мутирующим вирусом, создающим новые неопределенности: законопроект о QR-кодах для посещения общественных мест снят с рассмотрения, а вопрос введения различных ограничений для противодействия распространению штамма «омикрон» остается в зоне ответственности руководителей регионов.
В результате для ритейла большинства регионов QR-коды с повестки дня не ушли: в Крыму прервали QR-каникулы, в Краснодарском крае действующие ограничения продлены до 1 марта, а в Астраханской области и вовсе введены на неопределенный срок. В Кузбассе и в Пермском крае QR-контроль ввели при заселении в гостиницы и отели. Однако есть и другие примеры: в Тюменской области отложили введение кодов до 1 февраля, а в Свердловской теперь можно свободно посещать не только торговые центры, но и фитнес-залы и кинотеатры, QR-код требуется только при посещении правительственных учреждений региона, санаториев и баз отдыха.
Эпидемиологическая ситуация продолжает отодвигать и сроки проведения выставок. Так, организаторы нюрнбергской выставки Holz-Handwerk, традиционно проходившей в начале весны, сообщили о переносе мероприятия на 12–15 июля 2022 года.
На этом фоне уверенным бенефициаром становится стамбульская Istanbul Furniture Fair, на которую многие российские мебельщики вылетают уже завтра. FCP Media намерены выходить с репортажами ньюсмейкеров-мебельщиков в Инстаграме.
Сохраняется надежда и на Meble Polska, которая должна пройти 22–25 февраля в Познани.
Тем временем, учитывая обстановку, Банк России с 24 января возобновит выдачу кредитов в рамках временного механизма поддержки кредитования малых и средних предприятий, наиболее пострадавших от дополнительных противоэпидемических мер. Кредиты в рамках данного механизма будут предоставляться до 31 марта 2022 года включительно. Отмечается, что такое решение позволит кредитным организациям удовлетворить запросы субъектов МСП на получение льготных кредитов, не отработанные в конце прошлого года из-за высокой загрузки в этот период.
Мебельная отрасль притихла
Вторая декада января идет под знаком падения трафика, связанного с введением новых ограничительных мер. Игроки ожидают трудного первого квартала. Многие из них намерены пережить затишье, сосредоточившись на операционных процессах.
Ульяновская область отрапортовала о достижении высоких результатов по национальному проекту «Производительность труда» за 2021 год: по завершении совместной работы «Волжской мебельной мануфактуры» с Федеральным Центром Компетенций по оптимизации производственных процессов выработка продукции на предприятии увеличилась на 91%.
Сеть мебельных магазинов Hoff, об успехах и планах которой мы писали в конце декабря, подбирает подрядчика для разработки концепции нового бренда. Предложения будут приниматься на площадке Tender.pro до 28 января 2022 г. Комплекс работ включает разработку потенциально охраноспособного названия бренда (с возможностью регистрации), создание логотипа, дизайн-концепции, краткого guideline и «легенды» бренда.
Компания «МФ ВВК», резидент свободного порта Владивосток, организовала производство полного цикла корпусной мебели для дома и офиса. Вложения в оборудование цеха, размещенного в городе Артем, составили 14,6 млн рублей. Из запланированных 15 рабочих мест уже создано 8. Компания планирует расширяться и строить дополнительные производственные цеха: «Наши продажи, главным образом, ориентированы на Приморский край и весь Дальневосточный округ. А дальше — как пойдет. Конечно, хочется расширяться», — поделился планами глава «МФ ВВК» Сергей Югай.
Исследования на заметку
ВЦИОМ, выявляя лучшие маркетплейсы, опросил российских интернет-пользователей с опытом онлайн-покупок в течение последнего года.
Респондентов попросили оценить маркетплейсы по широте ассортимента, выгодности цен и объему распродаж.
Лидером по широте ассортимента, стал AliExpress (37%; 44–52% среди молодежи, 44% среди мужчин), за ним следует Wildberries (14–17% среди женщин, 16% среди 35–44-летних) и Ozon (12–15% среди женщин, 16% среди 25–34-летних). При этом каждый четвертый затруднился ответить (26%).
Россияне готовы рекомендовать маркетплейсы своим друзьям и знакомым, исходя из их главных преимуществ. Так, AliExpress рекомендуют из-за выгодных цен (43%), ассортимента (33%). Ozon посоветуют по причине быстрой доставки (38%), выгодных цен (29%) и ассортимента (20%), а Wildberries — из-за удобно расположенных пунктов выдачи (32%), скорости доставки (29%) и выгодных цен (23%).
Ipsos зафиксировал рост доли mCommerce — она достигла 79%. Доля использования компьютеров и ноутбуков для интернет-заказов продолжает падать.
Сейчас в онлайн-магазинах предпочитают закупаться до 65% россиян: самые активные — москвичи (68% от всех жителей мегаполиса), в городах с населением более 500 тыс. человек — 59%, а в небольших поселениях (меньше 100 тыс.) — 43%.
Важнейшая причина отказа от онлайн-покупки — невозможность «пощупать» товар: по этой причине до 55% онлайн-покупателей могут отказаться от товара.
Исследовательский холдинг «Ромир» проанализировал медиа-потребление россиян и определил самые популярные приложения по итогам 2021 года
По охвату аудитории в декабре лидирует WhatsApp с 59,8%. На втором месте — YouTube с охватом 52,2%, на третьем — «Сбербанк Онлайн» с 49,5%. Четвертое место занимает приложение Google с охватом 49,3% и замыкает пятерку лидеров ВКонтакте (40,8%). Однако лидерами по длительности использования стали игровые приложения.
Euromonitor International представила главные тренды потребительского рынка в 2022 году.
Аналитики отмечают, что пандемия оказала огромное влияние на образ жизни и привычки потребителей, что, с одной стороны, заставляет компании подстраиваться под них, а с другой — дает им возможность воспользоваться новыми трендами, оперативно на них реагируя.
Первым трендом Euromonitor International считает потребительское поведение, направленное на поиск альтернатив: все больше людей начинают искать новые товары или новые способы поставок. Так, по итогам 2021 года 28% опрошенных потребителей заявили, что начали покупать товары местного производства для минимизации негативного влияния сбоев в поставках. 36% опрошенных представителей бизнеса ожидают, что именно нехватка товаров станет самым значительным эффектом пандемии, влияющим на работу поставок их компаний.
Следующим потребительским трендом аналитики называют рост обеспокоенности изменением климата. Еще одним важным трендом Euromonitor International считает рост цифровизации старшего поколения — людей от 60 лет. Этот тренд дает «бизнесу хорошие возможности по дополнительной настройке своих цифровых операций с обращением к более широкой аудитории».
Далее, важными тенденциями эксперты считают активизацию инвесторов-любителей и смену стиля жизни — все больше потребителей начинают ценить баланс между личной жизнью и работой.
Еще один тренд — «движение к метавселенной»: рост популярности потребительского контента на таких платформах, как TikTok или YouTube, лишний раз показывает вовлеченность людей в новые сетевые возможности«, — отмечают аналитики.
Причин появления тренда «из рук в руки» может быть несколько — одни потребители хотят минимизировать свое воздействие на окружающую среду и сознательно покупают товары, бывшие в употреблении, другие же делают такой выбор из соображений экономии.
Изменение коснулось и рынка жилья: в ряде стран тренд «сельских горожан» уже привел к массовому переезду людей за пределы мегаполисов и росту продаж загородного жилья.
Большое внимание потребителей к себе, проявившееся во время пандемии, окажет влияние на спрос на персонализированные продукты и услуги. 54% опрошенных представителей бизнеса полагают, что персонализация товаров и услуг окажет существенное влияние на потребительский рынок в ближайшие пять лет.
На потребительский рынок повлияет и так называемый «парадокс социализации»: начиная вновь «выходить в свет», люди продолжают сохранять определенную настороженность и меры предосторожности.