В России начинается новый «парад локдаунов», как всегда, с региональным разнообразием, и, как всегда, за счет работодателей. Правительство собирается компенсировать малому и среднему бизнесу часть потерь, но на гранты и льготные кредиты смогут претендовать не все сферы. Мебельщики, успевшие прокачать скиллы дистанционных продаж, чувствуют себя достаточно уверенно, остальным надо срочно подтянуться.
Парад локдаунов
Главная новость прошедшей недели — объявление нерабочей недели в период с 30 октября по 7 ноября. Щедрое решение нашего президента дать гражданам возможность отдохнуть за счет работодателей уже вызвало ряд вопросов у экспертов в области трудового права. В указе говорится о нерабочих днях с сохранением заработной платы. Но согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата не является фиксированной величиной, и определить ее размер можно только по итогам работы. В трудовом законодательстве есть положение о сохранении среднего заработка, но не заработной платы, на каковой настаивают в президентском указе. В Минтруда разрубили этот «гордиев узел», пояснив, что размер оплаты в нерабочие дни должен соответствовать тому, какой работник получил бы, если бы полностью отработал эти дни.
Парламентская партия «Справедливая Россия — За правду» отвлеклась от сочинения новых репрессивных законов и в лице своего лидера Сергея Миронова предложила компенсировать МСП затраты на фонд оплаты труда на период нерабочих дней 30 октября — 7 ноября, а вдобавок еще и освободить их на это время от налогов и арендных платежей. Ну, посмотрим.
А пока российские регионы вводят различные ограничительные меры, руководствуясь каждый своими соображениями, ибо увидеть в их действиях единую логику проблематично. В Москве нерабочие дни будут действовать с 28 октября по 7 ноября. На этот период будет приостановлена работа всех предприятий и организаций, кроме тех, что обеспечивают функционирование городской инфраструктуры и ряда других важных объектов. В частности, будут закрыты общепит, непродовольственная розница, культурно-досуговые учреждения. Дистанционная продажа товаров и услуг не ограничивается. Проведение массовых мероприятий на этот период запрещено. С 8 ноября вводится обязательное использование QR-кодов и защитных масок при проведении концертных, развлекательных, культурных, зрелищных, спортивных и прочих мероприятий с одновременным присутствием более 500 человек.
В Санкт-Петербурге с 1 декабря посещать непродовольственные магазины, кафе и рестораны можно будет только по QR-коду с подтверждением вакцинации или перенесенного заболевания. А пока с 30 октября по 7 ноября в северной столице ограничивают работу предприятий общепита, розничной торговли, объектов развлечения и досуга.
В Тульской области с 22 октября ограничили работу общепита и ввели QR-коды, они потребуются и для посещения кинотеатров, музеев и спортивных мероприятий. В Ярославле аналогичные меры вводятся с 27 октября. В Архангельской области намерены ужесточить ограничения, в частности, ввести QR-коды для посещения объектов розничной торговли, за исключением FMCG и аптек. С 25 октября в Пермском крае тоже надо будет предъявлять QR-коды при посещении организаций сферы торговли, общепита и концертных клубов. В Нижегородской области по окончании локдауна на самоизоляции предписано сидеть даже тем гражданам, у которых имеется медотвод.
Для мебельного ритейла нерабочая неделя может обернуться серьезными потерями: по словам игроков рынка, люди обычно откладывают покупку мебели на последнюю неделю месяца, и из-за закрытия магазинов мебельщики могут потерять в октябре до 70% выручки.
Введение системы QR-кодов для посещения торговых центров тоже заметно «уронит» продажи, прогнозирует Михаил Кучмент: «В Казани (режим QR-кодов введен с 13 октября) у нас один гипермаркет, и уже на его цифрах мы можем строить предположения, как поведут себя продажи, если по модели Татарстана пойдет вся страна. А цифры очень простые. В рознице выручка и посещаемость упали ровно в два раза».
С другой стороны, онлайн-продажи у Hoff выросли на 40%, а скачивание приложения — на 80%. Собственно, все, кто успел прокачать навыки онлайн-продаж, готовы к переходу на дистанционную работу, а тем, кто понадеялся, что повторения прошлогоднего локдауна не будет, придется наверстывать упущенное.
В целом, мебельные компании отреагировали на сообщение о локдауне с холодным спокойствием. Паники весны прошлого года не наблюдается. Ситуативный маркетинг переключил внимание с «Игры в кальмара» на грядущий карантин. К примеру, МК «Мария» уже несколько дней разыгрывает в Инстаграме «сет — анти-локдаун», который включает в себя банный халат «для комфортной работы дома вместо офиса», фартук и ароманаборы.
E-commerce снова бенефициар
В преддверии локдауна с новой силой разгорелись дискуссии о цифровизации торговли и усилении онлайн-каналов. В России e-commerce рос быстрее, чем во всем мире. Рост составил 58%. Прогнозируется, что к концу 2022 году доля e-commerce в общем объеме российского ритейла составит 14%, а оборот превысит 5,3 трлн рублей.
По данным совместного исследования «Почты России» и «РБК», в 2021 году число онлайн-покупателей выросло на 8,3% или на 5 млн человек. Сегодня покупки в интернете совершают почти 65 млн пользователей. Больше трети покупателей (35,8%) — жители небольших населенных пунктов. В Москве услугами онлайн-магазинов и маркетплейсов пользуются 83,6% жителей.
Дальнейшему полноценному развитию сегмента e-commerce, во всяком случае в ближайшей перспективе, может помешать дефицит складской недвижимости. На начало 4-го квартала в Московском регионе оставались свободными всего 0,5% (95 тыс. кв. м) площадей от общего объема предложения, а до конца года вакантность может достигнуть исторического минимума в 0,3-0,4%. В Санкт-Петербурге ситуация ненамного лучше: на конец сентября вакантность составляла 0,7%. Соответственно, растут цены: за июль-сентябрь аренда складов в Московском регионе подорожала на 23%.
В ТЦ «Мега Белая Дача» запустили услугу «Шопинг Порт», позволяющую покупателям забирать онлайн-заказы, не выходя из машины. Сейчас сервис доступен покупателям ИКЕА и других магазинов «Меги», однако в дальнейшем руководство торгового центра планирует подключить к нему и другие онлайн-магазины и маркетплейсы. Услуга curbside pickup получила широкое распространение в Европе и в США с началом пандемии, для России это пока новшество. Однако новый всплеск заболеваемости COVID-19 и связанные с этим ограничения должны стимулировать внедрение сервиса во всей стране.
Правительство поддержит МСП. Но не все
Правительство предложило с 15 ноября выплачивать малым и средним предприятиям гранты в размере МРОТ на каждого занятого. Первый вице-премьер Андрей Белоусов, озвучивший эту инициативу на совещании с президентом Путиным, сказал, что выплата эта будет единовременной и охватит около 2 млн человек. Выплаты предполагается осуществлять по той же схеме, что и весной 2020-го года, по заявительному принципу. Сбор заявок от компаний будет проходить через ФНС, выплаты будут производиться через 8 дней с момента поступления заявки. Попадут ли в категорию пострадавших от пандемии и, следовательно, имеющих право на грант, производство и розничная торговля, не очень понятно. Пока речь идет об общепите, гостиничном бизнесе, спорте, бытовых услугах и учреждениях культуры. Окончательного решения по выплатам, на которые потребуется около 27 млрд рублей, пока нет.
Помимо выплаты грантов правительство предлагает возобновить программу льготного кредитования бизнеса под 3%. Программа ФОТ 3.0 действовала с марта по июль этого года. Предельный размер кредита рассчитывается по формуле «1 МРОТ х количество занятых х 12 месяцев», выдаваться он будет при условии сохранении численности персонала на уровне не менее 90%.
После совещания с президентом Андрей Белоусов обсудил с Минэкономразвития, Минфином, ФНС и Банком России запуск второго этапа программы ФОТ 3.0. Выдача льготных кредитов будет возобновлена с ноября по декабрь текущего года, в программе примут участие 30 российских банков. Кредиты смогут получить заемщики, участвовавшие в программе ФОТ 2.0, а также МСП, созданные с 1 июля 2020 года. Предельный размер кредита — 300 млн рублей, выдаваться они будут на срок до 18 месяцев. В первые полгода заемщики будут освобождены от выплаты кредита и процентов, в последующий год они смогут возвращать кредит равными долями. Смогут ли получить кредиты производственные и торговые организации, не ясно, пока называются лишь учреждения культуры, общепит, спорт, туристическая сфера и сфера досуга и развлечений.
Отраслевые новости
Прошедшая неделя была богата на новые мебельные площадки. В частности, обновленное «Ателье мебели Mr.Doors» презентовала компания Mr.Doors. В салоне, помимо классического формата, представлены студия детской мебели KidSpace и зона b2b продаж. Компания Divan.ru открыла новый магазин в ТРЦ «Мозаика», где соседствует с «Икеа». Тамбовская розничная сеть «Юнион-Мебель» представила новый формат одноименного магазина в Липецке.
В Саратовской области началась процедура банкротства «Энгельсской мебельной фабрики». Областной арбитражный суд признал обоснованным иск к компании, поданный налоговым органом на сумму более 12 млн рублей. Впоследствии к иску присоединилась «Консалтинговая фирма «Технологии антикризисного менеджмента» с претензиями на 469 тысяч рублей. Сейчас в отношении «Энгельсской мебельной фабрики» ввели первый этап процедуры — наблюдение. Решение арбитражного суда может быть обжаловано.
Компания «Литвуд», партнер ГК «Аскона», подписала соглашение о намерениях со вновь создаваемой особой экономической зоной промышленно-производственного типа «Иваново». Компания планирует реализовать проект создания мебельного производства с использованием эко-тканей. Объем инвестиций составит более 700 млн рублей, на предприятии будет организовано свыше 300 рабочих мест. Губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский подчеркивает, что речь идет именно о создании нового производства, а не о переносе действующего в ОЭЗ. Резиденты «Иваново» получат налоговые преференции — нулевые ставки налогов на землю и имущество, а также на транспортный налог. В настоящее время на площадке ОЭЗ ведутся работы по строительству инфраструктуры.
Липецкий завод «Ласар» запускает производство комплектующих для металлической мебели. Общий объем инвестиций в проект составляет около 40 млн рублей. На предприятии будут выпускать комплекты профилей, фасонных элементов, стальных корпусов, кронштейнов и других нестандартных изделий. Ввод оборудования в эксплуатацию ожидается до конца текущего года, серийный выпуск продукции начнется в первом квартале 2022 года.