Продажи российской мебели в первом полугодии 2021-го достигли 130 млрд руб. ФНС собирается повысить налоги малому бизнесу в обмен на отмену страховых взносов. Потребительский спрос в России растет быстрыми темпами, но есть и регионы-аутсайдеры. Китайские маркетплейсы в нашей стране постепенно сдают позиции и уступают место отечественным площадкам, а российские мебельщики рвутся на зарубежные рынки.
Мебельный рынок в цифрах…
Ключевые отраслевые новости прошлой недели — статистические. Продажи российской мебели в первом полугодии 2021-го достигли 130 млрд руб., увеличившись на 48% год к году, и на 44% относительно докризисного 2019-го, пишет Коммерсантъ со ссылкой на данные АМДПР. Самыми заметными темпами росли объемы продаж металлической мебели для офисов (+70%), продажи кухонной мебели увеличились на 40%. Мебель для гостиных, спальни и матрасы подросли в продажах примерно на 45%.
В Ассоциации столь положительную динамику объясняют двумя факторами: восстановлением объемов производства и ростом цен. По словам президента АМДПР Александра Шестакова, за год российская мебель подорожала в среднем на 15%. Президент Askona Life Group Роман Ершов обращает внимание на то, что в сегменте матрасов себестоимость выросла на 50% из-за небывалого роста цен на сырье и материалы, а розничные цены пришлось поднять на 30%.
Экспорт российской мебели вырос на 78% год к году и достиг 15 млрд руб. Сегодня на зарубежные рынки поставляется 13% продукции, отмечают в АМДПР. Параллельно снижается импорт: если в 2019-м и в 2020-м объемы импорта превышали объемы экспорта в 4 раза, то теперь — в 3. По словам Михаила Кучмента, сейчас в ассортименте Hoff 90% мебели российского производства, что, в том числе, связано с падением доходов и, соответственно, смещением спроса в более дешевый сегмент. Если ситуация не изменится, считает он, вся импортная мебель может уйти в премиальный сегмент.
Кстати, проблемам и перспективам развития рынка премиальной мебели будет посвящен масштабный GRAND FORUM, который пройдет 25 ноября в МТК «Гранд». В рамках конференции ожидается презентация исследования «Рынок премиальной мебели: цифры, тренды, перспективы», серия практических кейсов, а также выступления приглашенных гостей Игоря Качалова, Ольги Сторожук (Институт Адизеса) и управляющего партнера Paper Planes Сергея Худовекова.
…и событиях
Возвращаясь к теме экспорта. Победителей и призёров окружного этапа всероссийской премии «Экспортёр года» по Северо-Западному федеральному округу объявила конкурсная комиссия, куда входили представители федеральных министерств, Российского экспортного центра и бизнес-объединений. Победителей определяли по таким критериям, как динамика экспорта относительно 2019 года, география поставок, создание новых рабочих мест. В номинации «Экспортёр года в сфере высоких технологий» в категории «малое и среднее предпринимательство» третье место заняла калининградская компания «Дедал» . Компания работает на рынке с 1993 года, специализируясь преимущественно на изготовлении детской мебели. Однако последние несколько лет фабрика перепрофилировалась на выпуск столов и стульев, которые с успехом реализует на рынках Германии, Польши и Франции.
Компания «Арбор Нова» (Санкт-Петербург) инвестирует в расширение мощностей и модернизацию производства 200 млн рублей. Генеральный директор компании Арсен Мушегянц и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко подписали соглашение о сотрудничестве при реализации инвестпроекта. Производственная площадка «Арбор Нова» расположена в деревне Куровцы Гатчинского района, здесь изготавливаются мебельные фасады и элементы мебели: столешницы, полки, консоли, карнизы, барные стойки, угловые элементы и т.п. Инвестпроектом предусмотрено увеличение производственных площадей более чем на 4 тыс. кв. м и автоматизация производственных процессов, в результате «Арбор Нова» планирует увеличить выручку на 40–50% за счет серийных заказов для крупных мебельных компаний, интернет-торговли и поставок на экспорт.
Группа «Самолет» заключила первые контракты с мебельными компаниями «Мария» и «Евродизайн» на изготовление кухонных гарнитуров для возводимых застройщиком жилых объектов. С апреля этого года «Самолет» комплектует кухонной мебелью все квартиры в своих новостройках. Спрос на жилье с меблировкой растет: к концу сентября объем лотов, оборудованных кухнями, превысил 60%, а до конца года девелопер собирается «увеличить объем продаваемых с меблировкой квартир до 80% по комплексам, где такие лоты представлены», говорится в пресс-релизе компании. Всего в 2021 году группа «Самолет» планирует реализовать квартиры с кухонной мебелью на общую сумму 29,6 млрд рублей.
ООО «Рестон», зарегистрированное в мае этого года и ставшее одним из новых резидентов ТОСЭР «Нефтекамск», инвестирует 250 млн рублей в создание производства матрасов и кроватей с ортопедическим основанием. Инвестпроект должен быть реализован до 2028 года.
В сентябре на фабрике фасадов компании «Ангстрем» ввели в строй участок облицовывания кромок, оснащенный станком HOMAG Edgeteq S-800, системой автоматической циркуляции деталей HOMAG Loopteq C-500 и сканером QR-кодов для автоматического вызова программ обработки и отслеживания их выполнения. Кромкооблицовочный станок оснащен дополнительными опциями для получения тонкого клеевого шва и обработки высокоглянцевых поверхностей. Новая линия обеспечивает максимальные скорость и гибкость перенастройки и позволяет обрабатывать малые партии от одного изделия. Участок был создан в рамках нацпроекта «Производительность труда» за счет средств ФРП в рамках договора, заключенного в ноябре 2020 года.
Ozon занялся доставкой товаров из Hoff в Челябинск. Оформить заказ, в том числе на мелкогабаритную мебель, жители области смогут на сайте ритейлера, а получить — в ближайшем к ним пункте выдачи Ozon. Тестирование сервиса доставки заказов сторонних онлайн-магазинов маркетплейс начал в конце прошлого года. Сейчас логистической инфраструктурой Ozon пользуются уже около 300 компаний, в том числе ИКЕА.
Малому бизнесу опять меняют правила
ФНС хочет освободить организации и ИП на упрощенной системе налогообложения от пенсионных, социальных и медицинских страховых взносов за себя и сотрудников, при этом планируется увеличить налоговую нагрузку. Соответствующий законопроект уже подготовлен. Если закон будет принят, для компаний с режимом УСН «доходы» ставка вырастет с 6 до 8% от выручки, с режимом «доходы минус расходы» — с 15 до 20% от прибыли. Кроме того, с 1 до 3% от годовой выручки будет увеличен минимальный уровень налога для компаний с режимом «доходы минус расходы». У регионов не будет права снижать ставки, как в базовом варианте УСН. На новом налоговом режиме предприниматели не должны будут вести бухгалтерию и сдавать налоговые декларации — расчетом налогов займутся инспекции. По оценке общественной организации «Опора России», нововведение затронет 60–70% компаний, работающих на УСН.
Потребительский спрос — повод для осторожного оптимизма
Потребительский спрос в России уверенно восстанавливается — таковы главные выводы исследования «РИА Рейтинг». Примерно в половине регионов темпы роста выражались двузначными цифрами, лидерами рейтинга по динамике спроса за январь-июль 2021 года стали Краснодарский край (+22%) и Адыгея (+21,9%). Падение спроса зафиксировано в Ненецком автономном округе (-0,7%) и Томской области (-1%).
Санкт-Петербург оказался на 5-м месте (+19,5%), а Москва замыкает десятку лидеров (+17,3). При этом столичный регион и Санкт-Петербург занимают первые строчки рейтинга среднедушевых среднемесячных трат: в Москве этот показатель составил 52 тыс. руб., в Московской области — 41,3 тыс. руб., в северной столице — 37,5 тыс. руб. Краснодар с 34,7 тыс. руб. на 4-м месте. В среднем по России потребительский спрос за первые 7 месяцев 2021-го вырос на 12% год к году, вернувшись на докризисный уровень.
Онлайн-покупатели переходят с китайских площадок на отечественные
Банк «Хоум Кредит» провел телефонный опрос 739 своих клиентов из восьми федеральных округов. Интервьюеров среди прочего интересовало отношение респондентов к онлайн-покупкам и предпочтения при выборе маркетплейса. Доля людей, совершающих онлайн-покупки, снизилась до 61,7% с 69,1% в прошлом году, что объясняется эффектом пандемии и возвратом людей к привычному образу жизни. При этом те, кто покупает онлайн, теперь делают это чаще (40,6% против 34% в 2020-м). Распределение по возрастным группам оказалось вполне предсказуемым: чем моложе люди, тем охотнее они покупают онлайн. Среди респондентов в возрасте 18–25 лет доля тех, кто предпочитает делать покупки в интернете, составила 76,5%, а в возрастной группе 65+ таких всего 15,7%. С 72,9% до 63,7% снизилась доля китайских маркетплейсов. Аналитики «Хоум кредит» считают, что переток пользователей на отечественные онлайн-площадки произошел именно за счет китайских. Онлайн-магазины других стран немного увеличили свою долю.
«Регионы» избавляют от торговой недвижимости
Сбер выставил на продажу 19 торговых центров в разных регионах России, ранее принадлежавших группе «Регионы», как и московский ТРК «Остров мечты». Группа «Регионы» владела в общей сложности 22-мя торговыми центрами «Сибирский городок» и 7-ю ТРЦ «Июнь». Банк, ранее кредитовавший строительство торговых центров, в мае получил контроль над объектами. Сеть из 14 ТЦ «Сибирский городок» в Красноярском крае и Кемеровской области банк планирует продать единым лотом. Общая площадь торговых объектов — 241 тыс. кв. м, арендопригодная — 168 тыс. кв. м, стоимость лота 8,2 млрд рублей.
Пять ТРЦ «Июнь» будут продаваться отдельными лотами. Объект в Мытищах общей площадью 175 тыс. кв. м выставлен для покупки напрямую за 5,06 млрд. рублей, в остальных четырех Сбер предлагает купить права требования долга: в Санкт-Петербурге — за 4 млрд рублей, в Череповце — за 1,6 млрд рублей, в Красноярске — за 1,5 млрд рублей, в Уфе — за 1,4 млрд рублей. В ТЦ «Июнь» Красноярска и Уфы располагаются торговые локации «Асконы», в Мытищах — Hoff, в Санкт-Петербурге — «Орматека».