Минфин и Федеральное казначейство ратуют за усиление контроля, россияне сохранили привычку ходить в магазины, но теперь они хотят не только покупать, но и развлекаться, льготная ипотека поворачивается лицом к региональным бюджетникам, маркетплейсы готовы делиться с селлерами любыми данными, а федеральные мебельные ритейлеры открывают новые торговые локации.
Больше контроля!
На портале проектов нормативных правовых актов опубликован законопроект, предусматривающий усиление контроля над применением контрольно-кассовой техники со стороны Минфина. Согласно документу, Налоговый кодекс будет дополнен понятием «оперативный контроль», а инспекторы получат право снимать наличность и применять при осмотре видео- и аудиофиксацию.
Федеральное казначейство предлагает пересмотреть подход к ценообразованию в госзаказе, пишет «Коммерсантъ». Документ разослан ведомствам на согласование, Минфин проект концепции определения экономического обоснования цен госконтрактов уже одобрил. Предполагается, что новый механизм ценообразования повысит эффективность бюджетных расходов. По словам главы ФК Романа Артюхина, после получения заказа расходы подрядчиков резко возрастали, причем в ряде случаев рост накладных расходов доходил до 50%, а у руководителей компаний стремительно подрастали зарплаты. ФК предлагает ввести эталонную расходную декларацию, в которую должны войти данные об оплате труда, налогах и сборах, взносах в социальный фонд, а также затратах на закупки товаров и услуг у сторонних организаций.
Региональные власти не оставляют попыток поддержать бизнес
В Саратовской области в рамках нацпроекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» реализуется спецпрограмма содействия местным бизнесменам в выходе на маркетплейсы. Региональный центр «Мой бизнес» возобновил прием заявок на выход на Wildberries, Aliexpress, OZON и Яндекс.Маркет. Для предпринимателей, желающих начать работу на маркетплейсах, разработан пакет услуг по экспертному сопровождению: сбор и подготовка документов, сопровождение заключения договора с маркетплейсом, регистрация личного кабинета, загрузка бренда, сопровождение до первой поставки товара на склады онлайн-площадки и другие меры поддержки.
На развитие малого бизнеса Татарстана в этом году выделяется 3,5 млрд рублей. Средства будут направлены на предоставление предпринимателям грантов, субсидий, займов и микрозаймов.
Потребительские привычки россиян не изменились?
Совместное исследование «Ромира» и сетевого ритейлера Fix Price показало, что пандемия не оказала существенного влияния на покупательские привычки большинства (80%) россиян. Так же, как и до пандемии, ходят в магазины 49% респондентов, еще 31% изменили способ совершения покупок лишь отчасти. На новые каналы переключились, главным образом, граждане в возрасте 25–34 года. Примечательно, что эта же возрастная группа больше других любит ходить по магазинам, чтобы получить удовольствие, отдохнуть и расслабиться. Молодые же люди в возрасте 18–24 года, хотя и продолжают ходить в магазины, как и до пандемии, занятие это не любят. За чем-то необычным и интересным идут в магазины 63% опрошенных, еще 65% сказали, что их привлекает возможность купить что-то приятное по низкой цене, 42% сказали, что при походах в магазины совершают спонтанные покупки. Для 60% респондентов поход в физический магазин означает простое и быстрое совершение покупки без необходимости тратиться на доставку.
Льготной ипотеки много не бывает
Банк ВТБ и ДОМ.РФ запускают совместную универсальную региональную программу льготного ипотечного кредитования с фокусом на социальную сферу. Реализация пилотного проекта начнется в Архангельской области в январе 2022 года. Ставка по ипотеке определена в размере 6% для льготных категорий, к которым отнесли работников сферы образования и здравоохранения, и в размере 2% — для молодых семей, у которых с 1 января 2018 года родился первый и последующий ребенок. Кредит выдается на срок до 20 лет, максимальная сумма кредита — 3 млн рублей, первоначальный взнос — 15%. Ипотека будет оформляться в режиме «одного окна», банк будет принимать заявки и выдавать кредиты, а ДОМ.РФ обеспечит централизованную проверку документов и ведение единого электронного реестра участников программы.
Около отрасли
Askona Life Group во второй раз провела конкурс бизнес-проектов, представленных молодыми талантами. В этом году в конкурсе Idea Fest участвовали не только сотрудники компании, но и внешние кандидаты. В финал вышли 32 участника, а победителями стали Алексей Крутихин и Александр Ищенко с проектом вертикальной фермы. Компания планирует провести конкурс и в следующем году. «Я верю, что для бизнеса главная конкуренция в ближайшие годы будет разворачиваться на поле привлечения талантов. Успешными будут те, кто сумеет эти таланты найти и удерживать на пике эффективности», — написал Роман Ершов в своем Instagram.
В рамках новой концепции развития розничной сети IKEA, предусматривающей создание торговых локаций малого формата, в московском ТЦ «Кунцево Плаза» до конца года откроется еще одна студия. Это будет уже третья по счету студия IKEA в Москве, еще две расположены в ТРЦ «Афимолл Сити» и в ТЦ «Павелецкая Плаза».
Jysk пошел в российские регионы. Первая локация за пределами Московского региона откроется 23 сентября в Туле, в ТРЦ «Макси». В 2022 году датский ритейлер планирует открыть в России около 10 магазинов, а за 15 лет создать сеть из 200 торговых точек.
В самом начале октября в Перми откроются два гипермаркета Hoff: один разместится в ТРК «СпешиLove» на площади 9,8 тыс. кв. м, второй, площадью 3,4 тыс. кв. м — в ТРЦ «Планета».
Crosby Studios Home Moscow на Ордынке, открывшаяся в марте этого года, уже закрывается, пишет Telegram-канал Коленки Муравиной. На сайте самой студии и в Instargam Гарри Нуриева комментариев нет.
Маркетплейсы раскрывают данные
Сбер запустил сервис кредитования поставщиков маркетплейсов. Взять кредит на развитие смогут ИП и ООО с выручкой до 400 млн рублей в год, открывшие бизнес не менее полугода назад и имеющие счет в Сбере. Размер кредита — до одного миллиона рублей, в течение 30 дней для заемщика действует льготный период, по истечении которого начисляются проценты в размере 1,5% в месяц. Проценты начисляются только на использованную часть лимита, после возвращения каждого платежа лимит возвращается. Полная сумма кредита доступна в течение первых девяти месяцев, в последующие три она уменьшается равными частями. Сейчас услуга доступна на маркетплейсе СберМегаМаркет.
Банк для предпринимателей и компаний «Модульбанк» запустил бесплатный сервис «МаркетАналитика». С помощью сервиса можно получить статистику продаж на маркетплейсах по брендам, продавцам, товарным категориям и отдельным товарам, проанализировать статистику продаж конкурентов и прогнозировать собственные продажи. Сервис доступен в личном кабинете банка. В настоящее время «МаркетАналитика» работает с данными Wildberries, но в дальнейшем подключится статистика и других маркетплейсов.
Яндекс.Маркет пошел еще дальше, предоставив своим селлерам доступ к статистике по российскому рынку онлайн-торговли. Прежде партнеры маркетплейса могли получать данные только по своим товарам, покупателям и недостающим товарам. Теперь же они смогут узнать, какова их доля на рынке в своей товарной категории, какие товары наиболее популярны, как меняются спрос и цены на ключевые товары и многое другое.
Доверенные интернет-магазины по-российски
Глава «Роскачества» Максим Протасов в интервью РИА «Новости» заявил, что ведомство рассматривает возможность запуска в пилотном режиме сертификации доверенных интернет-магазинов. Система должна стать аналогом Trusted shops — немецкой компании, сертифицирующей интернет-магазины в Европе. Для покупателя гарантия от Trusted shops бесплатна, более того, она обеспечивает возврат денег в тех случаях, когда покупатель не получил товар или магазин не вернул деньги при возврате товара. Если похожая система будет запущена в России, то в «модифицированном» виде — прошедший процедуру сертификации интернет-магазин будет получать значок верификации, но покупателю на возврат денег рассчитывать не придется. По словам Максима Протасова, идея возникла из-за появления в Рунете большого количества мошеннических онлайн-площадок. Сейчас проект обсуждается с Минпромторгом и Минцифры, АКИТ его уже поддержала.
Выставки: одни переносят, другие — на месте
Ковид опять спутал карты организаторам шанхайских выставок — Международной выставки мебельного и деревообрабатывающего оборудования WMF и 48-й выставки CIFF. Традиционно обе выставки проводятся в сентябре, но в этом году из-за сложной эпидемиологической ситуации обе выставки переносятся на 11–14 декабря.
В России с офлайновыми выставками пока все в полном порядке. 22–24 сентября в «Экспоцентре» на Красной Пресне пройдет международная выставка франшиз BUYBRAND Expo, а 21–24 сентября в Екатеринбурге — Международная специализированная выставка мебели, оборудования, комплектующих и технологий для производства мебели «ЭКСПОМЕБЕЛЬ-УРАЛ». Уверены, что ноябрьская «Мебель» состоится при любой погоде и заранее анонсируем офлайновый Furniture Retail Forum.