Мебель — в лидерах продаж товаров в рассрочку, на маркетплейсах начнут продавать жильё, строительная отрасль против «Кроношпана», Blue Sleep привлекла 1 млн долларов инвестиций, Visa увеличила комиссию для ритейлеров, отраслевые конференции снова в топе.
Потребительская активность россиян в цифрах
Всегда.Да — сервис для продажи товаров и услуг в кредит на сайтах или в точках продаж ритейлеров — выяснил, что россияне чаще всего покупали в рассрочку в августе. В лидеры рейтинга попала мебель: продажи кухонь выросли на 28%, мебели для гостиной, спальни, детской и другой — на 28% в денежном выражении и на 26% в физическом. Средний чек при покупке мебели в рассрочку составил 84 тыс. рублей. Всего за период с января по август этого года в магазинах-партнерах сервиса было выдано 490 тысяч кредитов и рассрочек.
По данным онлайн-гипермаркета ВсеИнструменты.ру, в августе спрос на товары для отделочных работ вырос на 212% год к году. Эксперты считают, что это может быть вызвано удорожанием строительных материалов, и граждане торопятся закупить товары для ремонта по старым ценам. В любом случае, это означает, что у россиян сохраняется повышенный интерес к обновлению жилища, а значит, можно рассчитывать на то, что сделав ремонт, они отправятся покупать мебель и товары для дома.
То, что социальные сети стали важным каналом продаж, подтверждает свежее исследование платформы App Annie. За первую половину года россияне потратили на покупки товаров и услуг через соцсети 34 млн долларов. Первое место по выручке занимает соцсеть ВКонтакте, за ней следует онлайн-кинотеатр IVI, на третьем месте — YouTube. Кстати, YouTube — лидер по количеству проведенного в приложениях времени, вторая позиция у WhatsApp, третья — у ВКонтакте. Instagram опустился на пятое место, пропустив вперед TikTok.
Плохие хорошие маркетплейсы
Бизнес-омбудсмен Борис Титов считает, что крупные онлайн-платформы занимаются демпингом, и ФАС должна обратить на это внимание. По его мнению, действия маркетплейсов приводят к снижению конкуренции и могут повредить развитию малого и среднего бизнеса. Правда, при этом он не отрицает, что от маркетплейсов есть и польза, поскольку через популярные онлайн-площадки небольшим компаниям проще находить клиентов. Вот такая дихотомия. Справедливости ради стоит заметить, что конкретных шагов по «прищучиванию» маркетплейсов пока не делается, тем не менее Борис Титов заявил, что работе маркетплейсов будет посвящена отдельная сессия на Столыпинском форуме.
Ozon планирует потратить 2 млрд рублей на продвижение товаров партнеров в сезон ноябрьских распродаж, причем основной фокус будет сделан на регионы. С помощью промо-акций площадка хочет охватить 100 млн человек и увеличить продажи в три раза. Товары, участвующие в акциях, селлеры смогут добавлять уже с 1 октября.
Тем временем на маркетплейсы потянулись даже застройщики: группа компаний Etalon Group PLC заключила соглашение о сотрудничестве с Ozon. На площадке Ozon появятся витрины с квартирами от «Эталона», а маркетплейс будет устанавливать постаматы в новостройках девелопера.
Страсти по «Кроношпану»
В прошедший четверг стало известно, что ФАС возбудила дело против «Кроношпана» из-за завышения цены на плиты OSB на 300% только в 2021 году. На сайте ведомства сообщается, что антимонопольная служба «провела анализ состояния конкуренции и установила, что группа компаний „Кроношпан“ является крупнейшим производителем и занимает доминирующее положение на этом рынке». Компания пока не дает официальных комментариев.
Примечательно в этой новости то, что ФАС взялась за «Кроношпан» в связи с большим количеством заявлений о росте цен на OSB. Остается только восхититься настойчивостью и сплоченностью представителей строительной отрасли, сумевших заставить антимонопольщиков предпринять конкретные действия. Мебельщики тоже пытались в начале года обратить внимание ФАС на беспрецедентный рост цен на древесные плиты. Но то ли консолидации не хватило, то ли вес строительного лобби больше, чем мебельного, а ни о каком реальном расследовании ситуации с ценами на ДСП мы так до сих пор и не услышали.
Начался новый раунд противостояния «Кроношпана» и «Русского ламината» в борьбе за Игоревский ДОЗ. Арбитражный суд Смоленской области принял обеспечительные меры на основании иска бывшего собственника завода, считающего незаконной сделку, в результате которой 100% доли в уставном капитале перешли к аффилированным с «Кроношпаном» юрлицам. В ближайшее время суд будет решать вопрос о назначении судебной экспертизы, а пока запретил ФНС регистрировать переход права на долю в уставном капитале от одного юрлица другому.
Мебельный бизнес в зеркале технологий
Компания «Ангстрем» внедрила VR-технологию еще в одном своем салоне, открывшемся в конце прошлой недели в ТЦ «Сити Молл Белгородский». Первый экспериментальный магазин «Ангстрем» с виртуальной «примеркой» мебели появился в 2020 году в Воронеже, и еще тогда компания планировала в случае успеха масштабировать проект на свои торговые точки в 30 городах России.
Компания Blue Sleep привлекла 1 млн долларов инвестиций, которые будут направлены на расширение производства. Компания намеревается производить мебель и предметы интерьера и в перспективе рассчитывает конкурировать с ИКЕА (!), в этом сегменте. Большая часть средств поступила от фонда «Тилтех капитал» основателя компании «ВкусВилл» Андрея Кривенко и партнеров, другую — вложили действующие инвесторы Гоша Семенов, Конрад Хабсбург и Ник Лайл.
Компания «Априори» открыла в Екатеринбурге первый салон бренда O’Prime. Он разместился в интерьерном центре Astroom.
16 сентября, в ознаменование начала осеннего сезона, «Икеа» проведет свой первый виртуальный фестиваль, на котором в течение 24 часов будут проводиться выступления и различные ивенты по всему миру. В фестивале примут участие артисты, дизайнеры, диджеи, повара и другие таланты из более чем 50-ти стран — площадками для выступлений станут их собственные дома. Организаторы фестиваля обещают зрителям приятные сюрпризы.
Торговая недвижимость
Компания «Дружба Уссурийск» и ВТБ заключили соглашение о сотрудничестве, предусматривающее участие банка в финансировании строительства нового торгово-развлекательного центра в Уссурийске. Общая площадь будущего ТРЦ — 55 тыс. кв. м, арендопригодная — 36 тыс. кв. м, строительство планируется завершить в 1 квартале 2023 года. Среди якорных арендаторов анонсирован сегмент товаров для дома. Помимо торговых площадей, в ТРЦ разместятся фудкорт, кинотеатр на 5 залов и детский развлекательный центр.
До конца этого года начнется строительство второй очереди ТРЦ «Гагаринский» — по завершении работ торговый комплекс будет располагать 85 тыс. кв. м арендопригодной площади. К середине 2022 года будет разработана новая концепция, предполагается, что после открытия обновленного ТЦ, запланированного на 2024 год, покупательский трафик возрастет до 65 человек в день. Уже известно, что после ввода в строй второй очереди в ТЦ появится международный оператор товаров для дома.
Сеть магазинов премиальной бытовой техники и электроники «Технопарк» открыла флагманский шоу-рум в футуристическом исполнении в ТЦ «Афимолл». В салоне общей площадью около 3000 кв. м представлена инновационная техника. Клиентам предлагают услуги персонального консультанта, заказ такси, бесплатную доставку по территории Москва-Сити в течение получаса с момента заказа и авторские приветственные напитки. В рамках стратегии развития компания планирует перевести все свои торговые точки в формат «магазинов будущего».
Visa увеличивает комиссию для ритейлеров
Со следующего года Visa меняет часть межбанковских комиссий при оплате товаров. Для супермаркетов интерчейндж повысится с 1 до 1,3% от стоимости товаров с 1 февраля 2022 года. С этой же даты будет исключен ряд премиальных карт из льготных программ по начислению интерчейнджа для крупных магазинов мебели и некоторых других секторов ритейла. Кроме того, будут отменены льготные программы для ритейлеров с большими объемами продаж: в частности, для магазинов мебели, продающих также товары для дома, садоводства и ремонта — с 8 июля, а для магазинов бытовой техники — с 5 августа. Интерчейндж для этих групп ритейлеров повысится с 1–1,65% до 1,5–2,3%, в зависимости от категории карты.
Чем «Ворлдскиллс» работодателю ценен
В конце августа в Уфе подвели итоги 9-го национального чемпионата «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс Россия»). Золото в общекомандном зачете выиграла сборная Москвы. По итогам медального зачета в первую пятерку вошел финалист в компетенции «Производство мебели» Петр Евтюгин.
«Ромир» провел опрос 600 представителей российских компаний, сотрудничающих с «Ворлдскиллс» , в ходе которого выяснилось, что две трети (68%) респондентов считают демонстрационные экзамены студентов важным критерием при приеме сотрудника на работу. То же самое опрошенные говорили и о скиллс-паспорте (паспорте компетенций): 64% опрошенных, взаимодействующих с учебными заведениями, рассматривают этот документ в качестве приоритета при приеме на работу.
Стартовал сезон осенних конференций
9–10 сентября в «Технопарке» Сколково прошла конференция New Retail Forum с участием федеральных розничных сетей, интернет-магазинов и сервис-провайдеров. На сессии eDIY, состоявшейся при модерации Елены Лебедевой, выступили, в том числе, спикеры от Ozon, «Асконы», «ИКЕА Россия» и Hoff. Представители компаний говорили о новых форматах и бизнес-моделях в сегменте мебели и о планах по развитию. Владимир Корчагов (CEO B2C «Асконы») сделал акцент на важности обратной связи с клиентами, рассказал о стратегии «завышенной цены» (клиента привлекают не скидками, а инновационным, качественным продуктом) и заявил, что «Аскона» хочет стать Apple в сегменте товаров для сна. Екатерина Сомова и Наталия Лашкова (ИКЕА) говорили о том, как компания развивает омниканальную модель. Они также признали, что доставка пока остается слабым местом, но эту проблему решают путем расширения сети пунктов выдачи заказов и распределительных центров, и рассказали, что компания внедряет новую комбинированную модель обеспечения сервисами, как собственными, так и партнерскими, под зонтиком ИКЕА.
Также на прошлой неделе в Санкт-Петербурге прошла отраслевая конференция Северо-Запада CONF-FU (conference furniture). Предполагалось, что она соберет самое масштабное за всю историю наблюдений количество участников — 900 человек на живом интенсиве и порядка 10 тысяч онлайн-зрителей. Однако пандемия все же скорректировала планы организаторов — слушателей в зале было не более трёх сотен. Участников на «удалёнке» тоже оказалось меньше, хотя нужно отдать должное техническому обеспечению — прямая трансляция была безупречна, а темы достойны внимания: от путей решения отраслевых проблем и маркетинговой стратегии до построения команды мечты и новинок от ведущих брендов. Правда, выступление на тему «Куда летит рынок? Ценообразование фурнитуры» Виктора Орлова, основателя компании «Центр Мебельных Решений», организующей выставку, уже не прошло по таймингу (обещали выложить на YouTube): причина — мебельщики соскучились по живому общению и новым контактам.
Напоминаем также, что на этой неделе мебельщиков ожидают на ритейл-форуме выставки Heimtextil Russia, где планируется обсудить тренды и перспективы развития рынка постельного белья и интерьерных тканей, а также послушать несколько интересных бизнес-кейсов от «Асконы», Hoff, Cozy Home и Натальи Перец.