Законодатели расширяют доступ к госзакупкам для малого бизнеса, Hoff приступил к строительству гипермаркета в Новосибирске, ИКЕА Россия внедряет электронные чеки и стимулирует зарубежных поставщиков к локализации производства, с маркетплейсами творится что-то странное, а обязательная вакцинация пошла в регионы.
Страсти по вакцинации
Обязательная вакцинация, которая начиналась как московская история, предсказуемо пошла в регионы. Вслед за столицей аналогичные меры ввели в Подмосковье, Ленобласти, Кузбассе, Твери, Туле и на Сахалине. В Санкт-Петербурге обязали вакцинироваться не менее 65% чиновников, вероятно, команда Беглова решила убедить горожан в безопасности прививки личным примером. Московские власти, меж тем, продолжают нагнетать обстановку. Во-первых, придумали, как простимулировать бизнес. К вопросу подошли без креатива, как обычно, остановились на штрафах: для ИП — до 50 тысяч рублей, для организаций — до 300 тысяч рублей, при повторном нарушении — до 1 млн. рублей. От бизнеса поступают и альтернативные предложения, но к ним вряд ли прислушаются, потому что это сложно и предполагает диалог с обществом. Но штрафы — это еще не все: Forbes стало известно, что московские власти обсуждают возможность введения нового локдауна для невакцинированных. Правда, чиновники принялись опровергать эту информацию, но это не означает, что в итоге локдаун все-таки не введут.
В социальных сетях и СМИ до сих пор много обсуждений на тему законности обязательной вакцинации. Те же, кто в обсуждениях участия не принимают, просто обеспечивают коллективам условия для вакцинирования. Например, гендиректор «Ладьи» Игорь Макаров уже 18 июня на своей странице в Фейсбуке сообщил, что сотрудники Дмитровского мебельного комбината после осмотра у терапевта вакцинировались, что называется, не отходя от станка. Передвижной медицинский пункт работал на территории предприятия весь день.
Закупай у МСП!
Госдума приняла в третьем чтении закон, который должен увеличить шансы малого предпринимательства на участие в госзакупках. Согласно новому закону, заказчики обязаны будут закупать у МСП и социально ориентированных НКО не менее 25% от совокупного годового объема заказов (сейчас порог не менее 15%). Кроме того, у субъектов МСП появится возможность получать банковские гарантии от ВЭБ.РФ и региональных гарантийных организаций. В целом новый закон значительно упрощает процедуру проведения госзакупок. В частности, вводится электронный документооборот на всем цикле закупки, унифицируются требования к действиям участников, сокращается количество документов. Новый закон вступает в силу с 1 января 2022 года и вносит поправки в действующий закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Инвестиции и контракты
Hoff приступил к строительству двухэтажного торгового комплекса в Новосибирске. Под новый гипермаркет отведен участок в 15 тыс. кв. м, расположенный в двухстах метрах от ТЦ «Мега». Помимо торгового комплекса общей площадью свыше 10 тыс. кв. м планируется построить автостоянку на 270 парковочных мест.
«Первая мебельная фабрика» заключила соглашение с петербургским застройщиком «Полис Групп», в рамках которого покупателям квартир в ЖК «Полис Приморский», ЖК «Мой Мир» и ЖК «Полис на Комендантском» будут предлагать комплексную меблировку жилья. Покупатели смогут выбирать из восьми вариантов интерьерных решений, предложение действует для студий, одно- и двухкомнатных квартир. По словам партнеров, стоимость комплекта мебели на 30-40% ниже, чем в розничных магазинах. Генеральный директор «Первой мебельной» Александр Шестаков считает, что доля продаж меблированных квартир в этих ЖК составит не менее 7%.
«Цзилинская торговая компания Шуанху» (Китай) реализует инвестпроект по созданию мебельной фабрики в Псковской области. Требование по локализации производства в России было выдвинуто ИКЕА, которая является крупным заказчиком китайской компании. Первый этап проекта предусматривает создание производства заготовок для мебели из массива сосны мощностью 7 тыс. куб.м в месяц и должен быть завершен этим летом. Фабрика по производству готовой мебели полного цикла должна быть введена в строй в 2024 году, причем инвестор не планирует строительства нового производства, а подыскивает участок на вторичном рынке. Эксплуатацией производственных площадок на месте займется ООО «Синьань» — компания была создана в 2018 году в Иркутске, 100% доли в уставном капитале принадлежит учредителю Сунь Кайвэню.
Крупный ритейл продолжает цифровизироваться
ИКЕА намерена масштабировать проект по внедрению электронных чеков на всю Россию: пилотный проект, запущенный в этом году в Санкт-Петербурге в гипермаркете ИКЕА Парнас, оказался успешным, и уже к сентябрю 2022 года компания собирается довести долю электронных чеков до 25%. Инициатива реализуется в рамках концепции устойчивого развития, и, помимо улучшения клиентского опыта, позволит компании существенно снизить расходы на приобретение чековой ленты.
Сеть «Леруа Мерлен» внедрила интеллектуальное решение на базе технологий ABBYY и UiPath, позволяющее автоматически сравнивать в документах цены на товары от 1600 поставщиков с данными в учетной системе ритейлера. Программные роботы самостоятельно находят различия, в том числе, в бумажных документах, и вносят корректировки в закупочные цены, выполняя 90% работ по вычитке и сверке документов. Благодаря универсальной платформе ABBYY FlexiCapture скорость обработки бухгалтерской документации возросла в 4 раза, а покупатели всегда имеют доступ к товарам по актуальным ценам.
Маркетплейсы лихорадит
На прошлой неделе Wildberries внезапно начал «без объявления войны» сотнями блокировать своих селлеров. Продавцы кинулись за разъяснениями, маркетплейс отвечал стремительно и строго, суть ответов сводилась к одному: решение окончательное и обжалованию не подлежит. Поскольку официальных комментариев WB не давал, начали появляться версии. Первая: маркетплейс вычищает цифровой контент, и это связано со скандальным законом о просветительской деятельности. Закон, хоть и вступил в силу, пока не работает, поскольку не выработаны механизмы его реализации, но, возможно, WB решил заранее подстраховаться, а в процессе чистки как-то так получилось, что заблокировали и продавцов с физическим товаром. Вторая: массовая блокировка была связана с недавно раскрытым мошенничеством, в результате которого у WB увели не то один, не то триста пятьдесят миллионов рублей. Тем временем поступают сообщения, что некоторым продавцам удалось восстановить доступ в личный кабинет, но что это было, так и остается загадкой.
А Яндекс.Маркет и OZON пользователь Кирилл Мокров заподозрил в торговле контрабандным товаром. На эти мысли его навело то обстоятельство, что не всегда удается добиться сертификата на товар ни от продавца, ни от маркетплейсов, и теперь он намерен идти против них в «крестовый поход», взяв в союзники Роспотребнадзор и прокуратуру. Запасаемся попкорном.